На открытие XVIII фестиваля театров малых городов России в автоград приехали звездные гости
«Набережные Челны на неделю стали театральной столицей России!» — сказал народный артист РФ Евгений Миронов. Порядка 450 артистов, театральных критиков и звезд мировой величины за 6 дней покажут 16 спектаклей большой и малой форм. Татарстан на фестивале представляют челнинский театр «Мастеровые» и Альметьевский драмтеатр. На праздничном открытии фестиваля Миронов рассказал историю кукольного спектакля Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин» (в рамках гастролей его покажут сегодня в ДК «Энергетик»), а также поведал о своих татарских друзьях. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Большое событие для Набережных Челнов — в этом году городу досталась честь принять XVIII фестиваль театров малых городов России. В автоград приехали 16 творческих коллективов из разных регионов страны
В Челны приехали звезды российского театра
Большое событие для Набережных Челнов — в этом году городу досталась честь принять XVIII фестиваль театров малых городов России. Сам фестиваль уникален, он проводится при поддержке министерства культуры РФ и призван помочь театрам в небольших городах расти и развиваться, а их артистам — совершенствовать мастерство и обмениваться опытом с коллегами. Это единственный в стране фестиваль, участники которого остаются на все 6 дней, имея возможность посмотреть работы друг друга и принять участие в мастер-классах от именитых коллег. Для участников составлена обширная внеконкурсная, экскурсионная программа, а также специальная программа кино.
В рамках внеконкурсной программы состоятся первые гастроли премьерного спектакля Театра Наций «Ходжа Насреддин» режиссера Тимура Бекмамбетова и показы спектакля в очках виртуальной реальности «Я убил царя» режиссера Михаила Патласова с народным артистом РФ Евгением Мироновым в роли Николая II. В рамках кинопрограммы зрители увидят такие картины, как «Слепок» Андрея Сильверстова и «Цой» Алексея Учителя.
В этом году в Челны приехали 16 творческих коллективов из разных регионов страны: театры из республик Татарстан, Башкортостан и Удмуртия; Пермского и Красноярского краев; Ленинградской, Псковской, Свердловской, Кемеровской, Самарской, Ростовской, Иркутской и Липецкой областей. Фестиваль пройдет на трех площадках: Татарский и Русский драматические театры и ДК «КАМАЗ». Соответственно на них проведут 16 спектаклей — со 2 июня сцены не утихают днем и вечером.
В жюри фестиваля — ведущие театральные критики, а возглавляет его народная артистка России Ольга Остроумова. Именно они определят победителей в номинациях: Гран-при за «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», приз «Надежда». Лауреаты в большой и малой формах по традиции будут представлять свои работы в Москве, на сцене Театра Наций.
«У вас такой зеленый город! И такие гостеприимные люди! Мы рады быть здесь»
Стоит отметить, что в 2019 году челнинский театр «Мастеровые» одержал победу в фестивале. «Собачье сердце» назвали «Лучшим спектаклем большой сценической формы», так что было логично, что именно Набережные Челны примут театралов на следующий год. Но пандемия вынудила отложить проведение мероприятия, и тем более долгожданным оказался приезд артистов в 2021-м.
Как подчеркнул художественный руководитель фестиваля Миронов, победа на фестивале — важное, но не единственное основание для проведения мероприятия именно на татарстанской земле. «Мы приезжаем туда, где нас ждут, — подчеркнул Евгений Витальевич. — Немалую роль в развитии фестиваля играет поддержка местных властей, и Татарстан оказал нам полное содействие. Мы очень благодарны Рустаму Минниханову и всему правительству за это».
На сцене на площади Азатлык для жителей города, конкурсантов, членов жюри и почетных гостей, в числе которых были Миронов, арт-директор фестиваля Олег Лоевский и зампред комитета ГС РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Людмила Рыбакова устроили настоящее шоу. Перед собравшимися выступили творческие коллективы, пелись песни на русском и татарском языках, а Татарский драматический театр показал зарисовку из жизни Габдуллы Тукая. Всем участникам фестиваля вручили традиционное татарское лакомство — чак-чак, а Остроумовой и Миронову подарили национальные головные уборы. Обращаясь к зрителям, Ольга Михайловна поделилась своими впечатлениями от города: «У вас такой зеленый город! И такие гостеприимные люди! Мы рады быть здесь».
Евгений Миронов: «У вас тут такие традиции! 230 лет Качаловскому театру, 100 лет татарскому, ассоциации обширные!»
«Лев Толстой смотрел и влюбился в театр именно тут»
После началась большая пресс-конференция, слово взял артист Миронов: «Набережные Челны на неделю стали театральной столицей России, мы очень рады быть здесь!» Он рассказал об истории появления кукольного спектакля «Ходжа Насреддин», в котором озвучил ишака.
«Когда мы с Константином Хабенским снимались в картине „Время первых“, в перерывах Тимур Бекмамбетов любил рассказывать нам истории про Ходжу Насреддина, мне это как-то запало, — вспоминал Евгений Витальевич. — Я предложил ему попробовать сделать спектакль. Мы позвали Хабенского, Чулпан Хаматову, Виктора Вержбицкого, а когда стали смотреть графики, поняли, что это фиаско. Тимур еще все же не театральный режиссер, ему нужно много времени для процесса. И тогда он предложил сделать кукольный спектакль. Я имел опыт работы с куклами в фильме „Синдром Петрушки“ и понимал, что это адский труд. Мы решили довериться профессионалам и пригласили артистов из Московского театра кукол. В итоге был написан классный текст, но изначально я не собирался там играть. Меня не пригласили. А потом Тимур вдруг сказал: „У нас нет артиста на роль осла“, я согласился и получил огромное удовольствие от работы с коллегами и Тимуром». Показ спектакля в рамках фестиваля пройдет сегодня в доме культуры «Энергетик».
Отвечая на вопрос о том, с кем или чем ассоциируется Татарстан, когда речь идет о театре, Евгений Витальевич ответил: «У вас здесь такие традиции! 230 лет Качаловскому театру, 100 лет татарскому, ассоциации обширные! Михаил Щепкин у вас ставил спектакли, Лев Толстой смотрел и влюбился в театр именно тут. Можно долго перечислять, но лично мне на ум приходят сразу три фамилии. Это моя партнерша по спектаклю „Горбачев“ Чулпан Хаматова, она просила, кстати, всем привет передать. Это Роза Хайруллина, она работала в нашем театре. И Аида Гарифуллина, оперная певица, с которой я имел счастье получать награду в Москве. Мы с ней тогда подружились и сейчас переписываемся».
Ольга Остроумова: «Благодаря этому фестивалю я продолжаю оставаться артисткой»
«Мы стараемся сделать так, чтобы все, кто хотел, спектакли увидели»
Остроумова поделилась с журналистами личной историей того, как фестиваль помог ей не уйти из профессии. «Я люблю этот фестиваль еще и потому, что сама родом из маленького городка Бугуруслана Оренбургской области. Именно там я впервые побывала в театре в возрасте 5–6 лет, на взрослой постановке „Барабанщица“, — рассказывала артистка. — В таком маленьком городке театр — это гордость. Самому фестивалю я тоже многим обязана. Лет 20 назад у меня был период разочарования в профессии, я даже хотела уйти из нее, но меня пригласили в члены жюри и это все изменило. Я тогда посмотрела на артистов, которые такие потрясающие вещи ставят с минимальными бюджетами, они такие энтузиасты, так верят в свое дело, как можно их подвести? Благодаря им и этому фестивалю я продолжаю оставаться артисткой».
Рыбакова сказала, что такие фестивали возможны в том числе благодаря федеральному партийному проекту «Культура малой родины», который помогает театрам из разных городов с финансированием: «Благодаря этому только Татарстан за эти пять лет получил более 300 миллионов рублей, поставлено около 100 спектаклей». В программах фестиваля приняли участие более 5,5 тыс. профессионалов, 216 спектаклей из 86 городов, а зрителями стали более 95 тыс. человек.
Интересовались журналисты и тем, как попасть на фестиваль обычным горожанам. Лоевский пояснил: «Мы предлагаем места зрителям и на большой, и на малой сцене, на данный момент они все раскуплены. Здесь просто есть нюансы — мы привезли 450 артистов, которые должны посмотреть спектакли друг друга, это серьезная работа, к тому же разрешена посадка всего 70 процентов зала. Приходится как-то выходить из положения, но это нормально. Мы стараемся сделать так, чтобы все, кто хотел, спектакли увидели», — пояснил он. Билеты, как отметили нашему корреспонденту в татарском театре, еще остались. Но о наличии стоит уточнять, конечно, заранее.