Театр Наций отправился в Сибирь
Евгений Миронов посетил Тобольск в трех ипостасях – как худрук своего театра, как артист и как учредитель благотворительного фонда. Фото Фрола Подлесного предоставлено организаторами
В культурной столице Сибири – Тобольске – в рамках благотворительной программы «Формула хороших дел» проходит «Театр Наций Fest». Открывшийся в Тюмени фестиваль неделю проходит в городе, который в XIX веке прославился как один из пересыльных пунктов русской каторги, последняя обитель декабристов. Сегодня по внешнему облику о его темной истории сразу и не скажешь, такое уютное, тихое и мирное впечатление он производит.
«Театр Наций Fest» существует уже три года и наравне с фестивалем малых городов, который не так давно тоже отошел под ведомство театра Евгения Миронова, несет миссию децентрализации российской культуры. Несмотря на то что фестиваль по большей части состоит из проектов и репертуарных постановок самого Театра Наций, отличие от обычных гастролей в том, что именно театр несет ответственность за предлагаемый «контент». Привозит не только спектакли, но и концерты, творческие встречи; создает задел на будущее взаимодействие столичных и местных деятелей культуры.
Так был некогда задуман концерт «Евгений Онегин. Лирические отступления», где столичные звезды театра и кино – Евгений Миронов, Мария Миронова, Игорь Верник, Авангард Леонтьев, Ольга Остроумова, Елизавета Боярская и Василий Михайлов – прочли отрывки пушкинской поэмы в сопровождении Тюменского филармонического оркестра (дирижер – Евгений Шестаков) – одного из самых молодых симфонических коллективов на отечественной карте. На Красной площади Тобольска 3 тыс. зрителей, сидевшие под открытым небом, вживую слушали мелодику пушкинского стиха, обрамленного классическими музыкальными произведениями, и в закатных лучах любовались золотыми куполами старинного Тобольского кремля. Режиссер Марина Брусникина придумала своеобразную композицию, исходя, видимо, из того, что «Евгений Онегин» для русского зрителя – вещь изустная. Опустив оба письма и развитие любовного сюжета, Брусникина уделила внимание семье и деревенскому быту Лариных (чудесно прочитала партию матери Татьяны Ольга Остроумова), разложила лирические отступления на разновозрастные мужские голоса – Миронов, Верник и Леонтьев выступили как разные ипостаси единого образа автора. Елизавета Боярская прочла Татьянины отрывки и как актриса в первую очередь театральная густо раскрасила поэтические строки красками сильных эмоций. Конечно, изюминка подобного концертного представления – в звездном составе артистов и знакомом зрителю материале, тем более что главная его цель – благотворительная. Часть вырученных средств по инициативе фонда «Артист» пошла в помощь ветеранам сцены Тюменской области. К слову, сейчас как рассказал «НГ» Евгений Миронов, в Госдуме планируют принять такую поправку к новому закону о культуре, чтобы социально, профсоюзно защитить артистов, например, предписать выплачивать с проката фильмов проценты, ориентируясь на практику Голливуда.
Но как часто бывает в таких случаях, когда рядом собираются артисты разных поколений, артисты театра и кино, видишь, как уходит старая чтецкая школа, которую блистательно продемонстрировал Авангард Леонтьев, ни на секунду не исказив законы гармонии пушкинских строк, яркой, но не «пересоленной» сценической подачей передав то неуловимое настроение всего «Онегина», за что мы его так любим, – жизнелюбивое, ликующее и в то же время ностальгическое (эти мотивы особенно удались в прочтении Евгения Миронова). «Пушкин кажется таким простым, таким понятным. Но когда ты произносишь его слово, нужно найти какой-то нерв – не быта и не над бытом, - неожиданно призналась народная артистка Ольга Остроумова перед выступлением. – Я стояла на репетиции и видела солнце, белокаменный кремль, кресты, слушала Чайковского – и меня так проняло! Я заплакала. Впервые почувствовала нутром, что Чайковский по-настоящему русский композитор, то, что он абсолютно выражает Россию. И вот так проявился во мне патриотизм. Вот так его и надо воспитывать, ничем другим».
Культура и туризм нового века в Тобольске быстрыми темпами стали развиваться относительно недавно – после 2003 года, когда город посетил президент и после его указов начались реставрационные работы, появились памятники – рядом с Петропавловским храмом теперь вот сидит с кандалами на скамье и с Евангелием в руках Достоевский. Хотя памятников городской архитектуры XVIII века, остающихся в консервации в нижней части города на берегу Иртыша еще много – целые запустелые улицы, которые теснят новые жилые комплексы, правда, к чести губернатора, – не превышающие высотный уровень исторической застройки. В этом году, очевидно, к 100-летию революции и к 100-летию пребывания царской семьи на Тюменской земле в Тобольске, в бывшем губернаторском доме открылся Музей семьи Николая II. Первый в России, экспонаты которого (часть – подлинные личные вещи) посвящены семье последнего русского императора. Именно здесь почти год вместе с супругой Александрой Федоровной, детьми и до поры до времени прислугой в 40 человек он провел в ссылке до отправки на расстрел в Екатеринбург в Ипатьевский дом.
На будущий сезон Театр Наций запланировал иммерсивный проект на площадке Новое пространство (Страстной бульвар) – «Последний дворец последнего царя». В качестве режиссера приглашен из Петербурга Михаил Патласов – его «Чук и Гек» в Александринке, где через детскую повесть Гайдара повествуется о сталинских репрессиях, стал одним из открытий «Золотой маски – 2018». Уже скоро постановочная команда поедет на Урал в исследовательскую экспедицию собирать материал. И как худрук Евгений Миронов необыкновенно включен в жизнь своего театра. Приехав в Тобольск ночью (самолеты пока летают только до Тюмени, а дальше - три часа на машине), артист тут же, не откладывая, поехал в местный музей Романовых - надо сказать, действительно качественно созданный и собранный.
Театр Наций пытается создать альтернативу «гастролям антрепризы на надувном матрасе», как говорит сам Миронов. И не боится привозить в регионы экспериментальные постановки. В первый день фестиваля в Тобольске увидели спектакль «Злачные пажити» Новосибирского театра «Старый дом». Второй режиссерский (стоит добавить – смелый) дебют московской актрисы Юлии Ауг. В инсценировке рассказов современной писательницы-фантаста Анны Старобинец, продолжающей традиции Замятина и Оруэлла, Ауг сделала ставку на звучание литературного слога, лихо закрученные футурологические сюжеты, где актеры лишь иллюстрируют собственные исповедальные монологи внутри стильной сценической коробки из экранов с закадровым включением вербатим-диалогов с горожанами. Первая история рассказывает о метаморфозах сегодняшнего религиозного сознания: в лаборатории выращивают существо, подобное ангелу, и исступленная толпа в храме жаждет припасть к его стопам, а его «наставник» из немого покорного инвалида превращается в демонического мессию, жаждущего человеческого поклонения. Второй рассказ - о будущей победе трансгуманизма, когда человек перестанет умирать (посредством оцифровки сознания), но ему придется заботиться о переселении в следующие тела. И третий – антиутопия об окончательном замыкании человека на себе, абсолютной потере духа в противовес дорожания материи, в которой герой, купивший несколько тел для личного благополучного будущего, совокупляется со своими копиями в чужом обличье. Москва спектакль видела этой зимой. И, конечно, зрители Тобольского театра им. Ершова оказались куда консервативнее и Новосибирска, и Москвы. Не выдержали вкраплений мата и телесных обнажений в спектакле, потому до конца остался не весь зал. Свободный современный театр пока по нраву далеко не всем.
Тобольск–Москва