Top.Mail.Ru
Сегодня
12:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
15:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Касса  +7 (495) 629 37 39

На сцене Театра наций показали психологическую драму Альметьевского татарского драмтеатра «Магазин» по пьесе Олжаса Жанайдарова - спектакль-победитель XV Фестиваля театров малых городов России, который прошел в минувшем июне в Тобольске.
Четыре года назад театр получал Гран-при за «Ромео и Джульетту». Фестиваль - важнейший проект Театра наций, опекаемый худруком, народным артистом РФ, лауреатом Госпремий Евгением Мироновым. На фестивале он также худрук, инициатор и вдохновитель. «Мы все здесь не из столиц, - сказал Евгений Витальевич, - начиная рассказ о проекте, хотя его Саратов не сравнить с малыми городами, по которым гастролировала Нина Заречная, и из которых вот уже пятнадцать раз артисты привозили отличные спектакли. В Москву, в Лысьву, в Балаково, Пятигорск, Коломну, Зарайск и Дубну, в Вольск и Тобольск. Но главную ноту Евгений Витальевич уловил точно все нестоличные города чем-то похожи, просто в каждом из них живут тени чеховских сестер, рвущихся в Москву. А там, где прописаны такие «тени», без театров не обойтись. Как же было не бросить клич и не позвать таланты на покорение вершин?!

Чем же удивляли зрителей? Едва ли не половина спектаклей обычно была по классике, соседям Нины Заречной и Аркадины было, о чем откровенничать. А современные драматурги с такой остротой фиксировали сегодняшний день, концентрируясь порой просто на точной фиксации, что зритель, зная о явлении не понаслышке, испытывал потрясение, как от античной трагедии. Собственно, далеко не нужно ходить, «Магазин», посвященный теме современного рабства, из этой серии. Смелость - пожалуй, главное качество, без которого не могли обойтись создатели спектакля - драматург, режиссер, актрисы. Директор театра Фарида Исмагилова поделилась переживаниями:

«Чтобы ставить в национальном театре такие острые вещи, как «Магазин», действительно, нужно иметь смелость. И мы сомневались, но когда старейший писатель Альберт Хасанов поддержал нас, появилась уверенность».

Пьеса «Магазин» написана по реальным событиям, происходившим в московском овощном магазине на окраине. Хозяйка, сама родом из Средней Азии, десять лет удерживала в рабстве работниц, пока не вмешались полиция и правозащитники. Сюжет из криминальной хроники. Режиссер Эдуард Шахов поставил настоящую притчу о неискоренимости человеческих пороков, о природе рабства, о неразрывной связи жертвы и того, кто преступает закон. Федор Михайлович Достоевский непременно обратил бы внимание на эту заметку из раздела криминальной хроники. Режиссер заметил, что пьеса, похоже, пугает постановщиков, потому что, кроме него, никто не берется пока воплотить ее на сцене.

Актрисы Мадина Гайнуллина (хозяйка Зияш) и Диляра Ибатуллина (продавщица Карлыгаш) изящно разыгрывают пантомиму ненависти и насилия, ведя непрерывный диалог, они пластичны, как балерины, и языком танца говорят не меньше, чем словами. Во всяком случае, я смотрела спектакль (на татарском) без «переводчика», и мне было все понятно. Актрисы станцевали настоящий ад, творимый человеком на земле. Пожалуй, им, больше, чем другим, требовалась смелость. Но у них, пусть и не сразу, все получилось. Перед спектаклем исполнительницы никогда не разговаривают, чтобы не потерять напряженность в отношениях друг с другом, на которую заранее настраиваются. Спектакль номинирован на «Золотую Маску».

- Фестиваль успешен, потому что к нему серьезно готовятся, - сказал Евгений Миронов, - спектакли отбирают эксперты со всей России. И когда мы видим одни и те же коллективы, нас это огорчает: важен конкурс. Замечательно, что Альметьевский театр во второй раз становится лауреатом, но это значит, что кто-то в это время отсиживается в своем уголке. А этого делать нельзя, нужно стремиться получать гранты Минкульта, которые по инициативе Госдумы даются на развитие творчества. В театрах малых городов намного больше надо ставить спектаклей: зрители хотят регулярно ходить в театр. И вообще культурный центр сейчас переместился в так называемую провинцию: Екатеринбург и Пермь стали регионами-звездами, москвичи и петербуржцы летают туда на премьеры. И если наш фестиваль даст возможность молодым режиссерам найти себя, будем считать задачу выполненной.

Статс-секретарь, замминистра культуры России Александр Журавский рассказал о проекте поддержки театров малых городов, возникшем в прошлом году. Благодаря ему 149 театров получили средства на новые постановки и оснащение, всего было поставлено 440 спектаклей. К слову сказать, «Магазин» поставлен на средства гранта СТД Республики Татарстан. «В ближайшие годы этот проект будет жить», - заметил А.Журавский.

Размышляя об инициативе с мест, Евгений Миронов признался, как был удивлен тем, что за 20 лет существования «Золотой маски» приезжали лишь два коллектива с Дальнего Востока. И задал риторический вопрос: будут ли там оставаться артисты? Худрук фестиваля поддержал инициативу Президента по строительству мультиплексов, в которых можно будет развивать разные виды искусства. И подчеркнул, что в этом году на фестиваль в Новороссийске приедут около 500 участников. Покажут семь спектаклей большой формы, из которых пять поставлены по классике, и девять малой, среди авторов Винко Модерндорфер, Рэй Брэдбери, Гуго Вормсбехер, Леонхард Франк, Лэйрд Кёниг. Помимо конкурсной программы, для артистов запланированы семинары и мастер-классы, тренинги и консультации.

 Мы спросили создателей «Магазина», важен ли исторический контекст в спектаклях на современную тему?

Олжас Жанайдаров, драматург:

- Тема современного рабства, то есть, власти одного человека над другим, актуальна во все времена. Наша история показывает, что человек не меняется, как и методы его властного воздействия на себе подобных. По сути, историю, которая произошла в магазине, в контексте подавления личности, можно спроецировать на любые тоталитарные общества, где люди оказываются в положении рабов, и прежде всего, на нацистскую Германию. Методы, как ни странно, что в овощном магазине, что в фашистском концлагере, одни и те же, базируются они на стирании личности.

Карлыгаш приехала в Москву из Казахстана заработать денег на дом. Попав в магазин, она претерпевает все унижения и страдания, какие только могут выпасть на долю человека, и в какой-то момент чувствует себя тем самым бараном, которого приносят в жертву, чтобы улучшить ситуацию. Пьеса написана по реальному случаю: несколько лет назад в московском магазине освободили из рабства девушек, которых насильно удерживали на протяжении 10 лет. У них отобрали паспорта, денег за работу не платили. Давали клички, физически унижали, поили водкой, брили головы, новорожденных детей отправляли на органы. Следователи, которые вели это дело, и правозащитники, освободившие девушек, дали мне материал для пьесы, в которой на 70 процентов все правда.

Тема мигрантов москвичам не очень известна, хотя в последнее время об этом начинают говорить, понимая, что невозможно дальше делать вид, что с этими людьми мы существуем отдельно. Но пока глобального решения не существует. Чтобы в корне изменить ситуацию, мигрантов нужно ввести в правовое поле, чтобы работать легально и им, и работодателям было выгодно.

(Олжас Жанайдаров, экономист по образованию, автор 10 пьес, спектакли по которым идут в Казахстане и в России. Автор пьесы «Джут» - про голод в Казахстане 30-х годов, которую в прошлом году показали на «Золотой маске+»).

Эдуард Шахов, режиссер:

- К сожалению, тема ненависти и уничижения одного человека другим в нашей природе. Пьесу «Магазин» мне предложили в театре, два года ее никто не брал, и после нашей постановки режиссеры не проявляют интереса, пугает она постановщиков. Пьеса, конечно, безусловная и документально страшная. Взяв ее в работу, мы, конечно, хотели одного чтобы будущие зрители непримиримо относились к таким явлениям, не уверяли себя в том, что рабства не существует. Оно может процветать в соседнем магазине, в который вы ходите за продуктами, ходили же люди в подобный маркет 10 лет, и, конечно, догадывались, что там творится, но молчали.

К сожалению, рабство сегодня одна из самых горячих тем, включите телевизор, вспомните диалоги в программе «Жди меня»: «Где ты был?» «В рабстве&». Нам не особо было важно, где происходит действие, мы пытались найти общечеловеческие моменты в этой истории. Считаю, чтобы искоренить это явление, надо бить в набат. Отрадно, что в последнее время появилось много общественных организаций, которые вызволяют людей, из неволи. Волонтеры даже тратят на это свои средства. А мы гастролируем со спектаклем по республике и по России, не прочь показать его за границей, тем более что поставлен наш «Магазин» в эстетике европейского театра.