„Территория” — это фестиваль, неудобный для всех, может, и провоцирующий, но только так и можно справиться с нашей главной задачей — не оставить никого равнодушным и спокойным, не стесняться учиться и искать новые пути в искусстве XXI века', — признался Миронов в интервью РИА Новости.
Фестиваль „Территория” придуман Евгением Мироновым, Кириллом Серебренниковым, Чулпан Хаматовой, Романом Должанским, Теодором Курентзисом и Андреем Ураевым как принципиально новый образовательный проект, нацеленный на поддержку актуального искусства. Впервые он прошел в Москве в прошлом году.
Бюджет фестиваля составил около
„Мы год назад ошарашили студентов, показав им некоторые вещи, которые вызвали шок и у них, и у их преподавателей, — вспоминает он. — Например, политический спектакль BLACKland венгерского режиссера Арпада Шиллинга в театре Kretakor. Ничего подобного в России просто нет. То, что я увидел на сцене, вызвало смешанные чувства — от отвращения до потрясения. Но таким и должен быть политический театр”.
„Например, в этом спектакле была сцена, когда удивительно красивые женщины, сидя на стульях, пели фантастическими голосами а капелла, аккомпанируя себе огромными тесаками, как бы выскребая звуки у себя между ног. Что происходит, стало понятно лишь в конце, когда на экране появилась фраза В Венгрии делают
„После этого я понял, что только такими суровыми средствами искусства можно повлиять на зрителей, говоря о таких страшных темах”, — добавляет он.
На вопрос, не получили ли организаторы „Территории” нагоняй от администрации президента за слишком смелых гостей, Миронов ответил: „Нет. По шапке нам не попало. Ведь мы и предупреждали, что мы ребята дерзкие. Но там сидят молодые, креативные люди, которые нам поверили и поняли, что мы не очередной фестиваль, в задачу которого входит распил бюджета, а люди, готовые вкладывать титанические усилия в интересный проект, что мы готовы сделать
По словам главы Театра Наций, в нынешний раз программу решено было сделать не менее радикальной, учитывая при этом пожелания прошлогодних студентов и сделав акцент на современную хореографию.
„Будут и другие изменения. Например, мы поменяли дирекцию и учли ошибки прошлого фестиваля, когда не все происходило слаженно и неэффективно работала реклама. А ведь наша задача — чтобы как можно больше людей узнали, что мы существуем”, — объясняет он.
Комментируя программу „Территории”, Миронов отметил: „Нам удалось сделать невозможное — завлечь на фестиваль одного из легендарных режиссеров мира, Ромео Кастеллуччи со спектаклем Tragedia Endogonidia”.
Зрители увидят также „Весну священную” балетмейстера Эдди Маалема и современный балет театра Les Ballets C. de la B. в постановке Алана Плателя под названием VSPRS.
Участвовать в фестивале в этом году приглашены
„Надеемся, что во время фестиваля встретится с нашими студентами Эмир Кустурица, который в это время будет в Москве”, — добавил Миронов.
Он объяснил, как формируется программа „Территории”: „Мы все вместе собираемся и обсуждаем, делимся впечатлениями об интересных проектах, которые удалось увидеть. Главный поставщик театральных новостей — Роман Должанский, который часто бывает на различных фестивалях”.
„Мои протеже на этом фестивале — не столько спектакли и кино, сколько студенты. В этом году нам удалось добиться того, что приедут курсы театральных училищ из шести городов России, в прошлой Территории участвовали ВУЗы из пяти городов”, — добавил худрук Театра Наций.
„Студентам будет чему и у кого поучиться, да и нам, честно говоря, тоже. Каждый сможет найти то, что интересно лично ему. И, если все десять дней, которые длится фестиваль, максимально погрузиться в этот образовательный курс по актуальному искусству, то эффект может быть сравним с эффектом от года обучения в обычном театральном училище”, — убежден он.
Миронов вспоминает: „В прошлый раз мы собрали всех: от авторов комиксов до хореографов. Я на ребят, которые делают комиксы, смотрел как на людей с Луны, а они слыхом не слыхали про Плателя. Но вот все встретились, и начался процесс
Одна из важнейших особенностей „Территории”, по мнению Миронова, — возможность инициировать и продюсировать новые проекты. „В прошлом году это был спектакль Дмитрия Крымова Демон. Вид сверху. Конечно, и до этого все знали, что в Москве есть Дима Крымов, но не представляли масштаб его личности, не знали о нем как о режиссере своего, ни на кого не похожего театра художников. Практически на нашем фестивале родился новый вид театра”, — отмечает Миронов.
„На меня этот спектакль произвел сильнейшее эмоциональное впечатление: я понял, что для хорошего спектакля вовсе не обязателен большой бюджет. Простой спектакль Крымова в моих глазах очевидно не уступал дорогостоящей, напичканной электроникой постановке Федры”, — добавил он, имея в виду спектакль „Тебе, Воланчик! (Федра)” знаменитого театра The Wooster Group.
С точки зрения Миронова, важно и то, что „после каждого спектакля и проекта устраиваются обсуждения. Мы выслушиваем не всегда лицеприятные мнения. Но мы не классический Чеховский фестиваль, и надо это четко понимать”.
В этом году во время „Территории” будет создано два новых проекта — балет Алексея Ратманского на музыку Леонида Десятникова „Вываливающиеся старухи” и „Мистерион” Теодора Курентзиса, в котором примут участие приехавшие на фестиваль студенты театральных училищ.
„Помимо
Как он признается, представить себе, что станет с „Территорией” лет через пять, сложно, но хотелось бы ждать от фестиваля больших потрясений. „Если мы поймем, что из молодых и дерзких мы превращаемся в довольных жизнью, покрытых плесенью людей (а с возрастом так хочется покоя!), то обязательно честно скажем об этом друг другу”, — пообещал он, завершая разговор.