Театр наций взял новую высоту: здесь вышла первая российская постановка одного из лучших режиссеров мира — Робера Лепажа. Все роли в его спектакле «Гамлет/Коллаж» сыграл Евгений Миронов
Эта публикация основана на статье «Анатомия куба» из газеты «Ведомости» от 24.12.2013, №239 (3501).
Поражает, как часто у Лепажа, не столько техника, сколько красота идеи. Над сценой висит открытый с трех сторон куб. В кубе живет Евгений Миронов. Он Гамлет, Гертруда, Горацио, Клавдий, Офелия, Лаэрт, Призрак, Полоний, Озрик, Розенкранц и Гильденстерн. Но в начале и в конце 135-минутного спектакля его персонаж называется просто «актер». Он в смирительной рубашке. Он заперт в тюрьме своего воображения. На обратной стороне Луны, как пели Pink Floyd (и как назывались давние фильм и спектакль самого Робера Лепажа). Но этой песни в «Гамлете», конечно, нет (Лепаж не любитель очевидных рифм), зато есть «As Tears Go By» Мика Джаггера в исполнении Марианны Фейтфул.
А про технику лучше сказать совсем просто: то, что сделали в Театре наций режиссер Робер Лепаж, сценограф Карл Фийон, художник по свету Бруно Матт, видеохудожник Лионель Арну и другие участники проекта, для российской сцены — фантастика.
Куб вращается в черном провале (космосе) сцены, в нем обнаруживаются двери и окна, интерьер создается видеопроекцией. Это волшебно: вот это постоянное движение, эти мгновенные трансформации. Из обитой мягкими панелями (видео вполне передает фактуру) палаты для буйнопомешанного — в дворцовые анфилады, спальни, библиотеку, комнату видеонаблюдения (Полоний здесь начальник охраны, следящий по мониторам за всем, что происходит в замке). В каюту корабля, в речной омут (в котором тонет Офелия). В кинозал (в сцене «Мышеловка» идет «Гамлет» Козинцева со Смоктуновским). В могилу.
Название «Гамлет/Коллаж» — наклейка скорее обманчивая, чем проясняющая суть. Коллажности почти нет ни в сюжете (пересказанном сжато, но линейно и внятно), ни в визуальном решении. Коллаж — открытая структура, в ней может быть много постороннего, случайного, мусорного. А «Гамлет» Лепажа замкнут сам на себя, герметичен, лабораторно стерилен, в нем нет ничего, кроме собственно «Гамлета». Ни времени, ни места; лишь конструкция, подвешенная в пустоте, как монструозный кубик Рубика в «Кубе» — знаменитом фильме ужасов американского режиссера Винченцо Натали. Только там персонажи бродили по наполненному смертельными ловушками лабиринту из разноцветных кубических ячеек, а «Гамлет» Лепажа состоит из ловушек ума.
Это не коллаж, а калейдоскоп. Механическая игрушка, с помощью которой задаются вопросы, неразрешимые в научной картине мира (наглядно представленной в буклете, где ученые рассказывают о том, что такое гравитация, гиперкуб, объективное существование и т. д). Пьеса Шекспира здесь — головоломка (буквально: Гамлет-актер сходит с ума, пытаясь разобрать и собрать, как кубик Рубика, свою историю, свои отношения со смертью и с игрой).
Евгению Миронову предстоит обживать эту игрушку — не столько, кажется, душевно, сколько интеллектуально. Сейчас он в ней — техничный лицедей, мгновенно меняющий маски, голоса, интонации (в паре сцен ему ассистирует каскадер и актер Владимир Малюгин). Поэтому больше запоминаются самые шаржированные персонажи: усатый Полоний-Пуаро в котелке и с накладным животом, бородатый Клавдий с негнущейся ногой, марионетка Озрик, болтающийся на резинках. Гамлет же пока слегка растерян, он как будто из стихотворения Олега Григорьева: «Я ударился об угол. Значит, мир не очень кругл».