Среди ее лауреатов выдающиеся деятели отечественного театра — историк балета, критик Вадим Гаевский, художественный руководитель Александринки Валерий Фокин, актеры Марина Игнатова, Полина Огуреева и Петр Семак, художник Александр Боровский, режиссер „Берега Утопии” в Российском Молодежном театре Алексей Бородин. За выдающийся вклад в развитие отечественного театра премию получат художественный руководитель Малого драматического театра Лев Додин и его актриса Татьяна Шестакова.
Ее обладателем оказался и латвийский режиссер Алвис Херманис, спектакли которого стали крупнейшими событиями нескольких московских сезонов. Мы беседовали с Алвисом незадолго до премьеры его российского спектакля — „Рассказов Шукшина” в Театре Наций с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях, которая должна состояться
Российская газата: Алвис, твой предыдущий спектакль „Звуки тишины” был посвящен
Алвис Херманис: Знаешь, я ведь и рассказы Шукшина ставлю про
РГ: Ты в своих спектаклях все время пробуешь, исследуешь новые границы между искусственным и реальным. Здесь тоже?
Херманис: Нет, эту границу я покинул год назад. Раньше — да, я думал, что все самое существенное происходит здесь. Театр я не смотрел, только документальные фильмы и кино, которое сделано на этой границе. Но это для меня исчерпанная территория, где грибы уже не растут. Собирать кубики Лего из реальности и комбинировать их мне уже не интересно. Сейчас я думаю, что документом можно вдохновляться, брать из него материал, но стараться его претворить в как можно более поэтические образы. „Звук тишины” был в этом смысле программным спектаклем.
РГ: При этом вы с актерами ездили на Алтай, в шукшинские Сростки. Ты встретил там то, что ожидал?
Херманис: Я ждал
РГ: Ты взял только рассказы
Херманис: И только одну тему — противостояния деревни и города. Как мне рассказывали, Шукшин в городе тоже чувствовал себя в
РГ: Борис Гребенщиков пел
Херманис: Знаешь, психологически я теперь чувствую себя в городе как в гостях у больных идиотов. Человек
РГ: Это уже абсолютная утопия.
Херманис: Можно попробовать жить на крыше, как Карлсон. На Алтае мы встретили молодую женщину примерно нашего круга. В один день она бросила мужа, взяла детей и поехала жить в горы. Не так, как Робинзон Крузо, но близко к этому. И она там уже
РГ: Тогда не заниматься театром?
Херманис: Четыре года назад благодаря Гоголю (спектакль Херманиса „Ревизор” объехал почти все крупные фестиваля Европы. — Прим. авт.) я купил
РГ: Это
Херманис: Насколько я помню, он сам из деревни. Я же - совсем городской. И это, конечно, огромная разница — тратить деньги в деревне или зарабатывать. Но все больше и больше профессий позволяют жить в деревне, работая в городе.
РГ: А как же быть с неврозами, фрустрациями, фобиями — порождением городов? Это строительный материал для современного театра. Разве не так?
Херманис:
РГ: А без Шукшина ты мог бы найти такого типа героя?
Херманис: Мы сейчас с нашими актрисами в Риге готовим спектакль про корову. Они полгода собирают материал — интервью с бабушками, которые все еще дер жат коров. Мы будем пробовать перевести это на поэтический, театральный язык. Так что это будет спектакль про корову, но одновременно — про все. У Шукшина, конечно, очень мощный язык. У нас нет таких историй, но у нас есть несколько сотен историй поменьше, но возникает
РГ: То есть
Херманис: Нет, я не сошел с ума на почве деревни. Мне все интересно. Просто, если брать