В ВОЛЬСКЕ ПРОШЕЛ ФЕСТИВАЛЬ ТЕАТРОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ
За годы своего существования Фестиваль театров малых городов России сменил множество адресов. Проводился в Балаково и Лысьве, Коломне и Зарайске, Пятигорске и Дубне… На сей раз он прописался в Вольске Саратовской области. И надо ли удивляться, что на церемонию открытия помимо президента фестиваля Евгения Миронова приехал еще один выдающийся уроженец Саратова Олег Табаков.
Собственно, в Саратове и начались праздничные торжества. 28 мая здесь, перед фасадом театра драмы открыли памятник Олегу Янковскому (легендарный артист, начинавший свой творческий путь на местной сцене, изображен в роли барона Мюнхгаузена из фильма Марка Захарова). Вслед за этим московская делегация посетила Театральный институт, где недавно только завершилась реконструкция.
«Я провинциал»
– Мою аудиторию просто не узнать! – сказал Евгений Миронов. – Да и здание изменилось до неузнаваемости.
В 1986 году он, молодой выпускник института, отклонил предложение стать актером Саратовского ТЮЗа и уехал в Москву – «поступать к Табакову».
Сам Олег Павлович, у которого в МХТ и Театре на Чаплыгина работает много выпускников саратовского вуза, говорит, что благодаря родному городу у него в свое время появилось хобби – открывать таланты.
–Я еще в «Современнике» работал, когда ко мне стали обращаться земляки с просьбами: посмотрите такую-то девочку, посоветуйте репертуар такому-то парню, – говорит Табаков. – Обращались саратовцы, для которых я был, как бы это сказать, своимчеловеком на киноэкране. И я охотно смотрел, подсказывал, участвовал… Сначала – потому, что просили, затем немного окреп и сам уже стал выискивать таланты по всем необъятным просторам нашей родины. И делаю это до сих пор. Школу открыл… Понимаете какое дело, российская глубинка во все времена питала талантами столицу. Я и сам провинциал.
Ироничную фразу: «Я провинциал», – из уст Олега Павловича можно было услышать во все времена. Так было и на заре его творческой деятельности в «Современнике», и в годы борьбы за судьбу Театра на улице Чаплыгина, и в начале 2000-х, когда Михаил Швыдкой уговорил Табакова возглавить МХТ им. Чехова.
«Я провинциал…» – в зависимости от ситуации произносит Олег Павлович. Иногда лукаво-кокетливо, иногда с неприкрытой гордостью, иногда – как оправдание какому-нибудь простецкому поступку.
Во власти «импровизации»
На фестивале в Вольске о своих провинциальных корнях вслед за Табаковым с гордостью вспоминали все – не только участники, но и организаторы. Председатель жюри Ольга Остроумова рассказала, например, что ее детство прошло в маленьком городке Бугуруслан Оренбургской области.
– Страшно сказать, но больше полувека назад в Бугуруслане был театр, вокруг которого формировалась вся культурная жизнь. Именно с ним и связаны мои первые впечатления, которые подтолкнули меня к выбору актерской профессии.
Свой первый театральный опыт получил в глубинке и Евгений Миронов.
–Ту «встречу с искусством» не забуду никогда, – рассказал однажды Евгений Витальевич корреспонденту журнала «Театрал». – В нашем городе Татищево Саратовской области не было театра, был только клуб и самодеятельный коллектив. И я, будучи школьником, пришел туда, где за массивным столом сидела томная женщина с сигаретой в зубах. «Повернись», – сказала она мне басом. Я повернулся. Дама глубоко затянулась: «Слушай меня, мой мальчик, ты никогда не будешь артистом. Но это ничего не значит. Ты будешь участвовать у меня в самодеятельности». И дала мне роль Черта в уличном шествии, посвященном проводам Масленицы. Спектакли она не ставила, ей было некогда, но для городских праздников, видимо, старалась.
Когда я пришел к ней во второй раз и спросил: «А где же текст роли? Какие слова нужно произносить?» – женщина снова глубоко затянулась и сквозь дым процедила: «Импровизация». Я не терял надежды, ведь было, к чему стремиться: среди персонажей этого праздника мне запомнился, например, Лель, который являлся настоящей звездой, поскольку произносил какие-то слова. А я попал в компанию бессловесных чертей, Кикиморы болотной, но очень ответственно подошел к первой роли: пришел заранее, загримировался, позвал родственников и одноклассников – праздник проходил на центральной площади перед памятником Ленину. Дали старт – мы вылетели со свистом, и я гордился тем, что замыкаю эту праздничную колонну. Но радость моя продолжалась недолго: мы так стремительно промчались мимо площади, что опомнился я уже в гастрономе, где был винно-водочный отдел, и вся нечистая сила тут же бросилась к витринам со спиртным. А через несколько минут я вместе с ними отметил на пеньке свою премьеру.
«Нам удалось переломить ситуацию»
За несколько десятилетий в жизни российской глубинки, наверное, мало что изменилось. Театр здесь по-прежнему является окном в большой мир. И не только по части репертуарного своего наполнения (в основе спектаклей – мироваядраматургия), но и по части собственныхвозможностей: а вдруг однажды на городских тумбах появятся афиши, извещающие о приезде какой-нибудь знаменитости?
Артистов в глубинке боготворят. К их приезду готовятся. Каждая встреча – как праздник, счастливое исключение давно устоявшейся жизни.
А уж когда приезжает целый театральный десант и знаменитые артисты прогуливаются по центральной улице, – жизнь города останавливается. Так было и в этом году в Вольске, где помимо Миронова, Табакова и Остроумовой – председателя жюри XIV Фестиваля театров малых городов России, – можно было встретить и Константина Хабенского (в день открытия фестиваляв качестве гостевого спектакля МХТ им. Чехова показал свой «Контрабас»).
Маленький промышленный Вольск (всего 70 тыс. жителей), живущий интересами преимущественно сельского хозяйства и местного цементного завода, на целую неделю (28 мая – 3 июня) превратился в крупный театральный центр. Коллективы из Лысьвы, Ельца, Глазова, Каменск-Уральского, Кудымкара, Лысьвы, Минусинска, Набережных Челнов, Тобольска, Новокуйбышевска, Норильска, Рыбинска, Советска и самого Вольска сыграли здесь свои спектакли.
– Примечательно, что артисты на протяжении всего фестиваля могли жить в Вольске, – говорит Евгений Миронов. – Я рад, что Министерство культуры предоставило нам такую возможность. Ведь как было раньше, в первые годы проведения этого фестиваля? Коллектив показывал свою работу и уезжал, а результаты работы жюри (кто какие призы получил) узнавали уже дома. Нам удалось переломить ситуацию и уже в который раз участники приезжают на фестиваль на целую неделю. Они участвуют в мастер-классах по речи и пластике, они ходят на спектакли коллег, они общаются друг с другом, их спектакли разбирают столичные критики. И это дает, я надеюсь, столь необходимую подпитку: коллективы развиваются, и мы видим, как среди них появляются свои лидеры, как год от года растет мастерство…
На голом энтузиазме
Евгений Миронов прав: за годы своего существования Фестиваль театров малых городов стал явлением примечательным. И дело не только в том, что спектакли-лауреаты показывают в Москве, а режиссер-победитель зачастую получает право на постановку в Театре Наций (так было с Ильей Ротенбергом и Искандером Сакаевым, чьи спектакли идут в Театре Наций). Фестиваль открывает новые имена, без которых трудно теперь представить современную театральную Россию.
Так произошло, например, с коллективами из маленьких шахтерских городов Серова и Прокопьевска, спектакли которых уже не раз побывали на гастролях в Москве. С большим интересом критики встречают каждую новую постановку Дениса Бокурадзе в Новокуйбышевском театре «Грань» или работы Дамира Салимзянова в театре города Глазов «Парафраз» с его колоритной «артисткой из народа» Любовью Бёрдовой. Не первый год подряд прочно удерживает лидерскую позицию режиссер Алексей Песегов и его Минуссинский драматический театр. И подобных примеров можно привести еще множество.
Живут небогато – в вечном поиске денег на текущую крышу, на водопровод, на отопление, на костюмы, на постановку, на декорации, на оборудование сцены… Экономят в круговерти собственных потребностей. Но несмотря на все трудности, вечерами на маленькой провинциальной сцене загорается свет рампы и создается совершенно особенный мир, звучат аплодисменты, а вместе с этим приходит надежда: значит, всё не зря.
Извечная экономия толкает к изобретательности. Выживают даже на краю географии. Например, в поселке городского типа Мотыгино Красноярского края живет всего лишь 5тыс. человек. Самая глубь Сибири. На карте не сразу и найдешь. Но даже в числе этих немногочисленных жителей появились настоящие энтузиасты, для которых театр стал своего рода «градообразующим предприятием». Во всяком случае, сегодня об уникальном Мотыгинском театре знают в Москве и Петербурге, а пару лет назад его спектакль «Чудная жизнь» по Шукшину был показан в Коломне в рамках Фестиваля театров малых городов.
Как отмечает телеканал «Россия 24», за время фестиваля в Вольске Театры показали лучшее, что у них есть. В родном Каменск-Уральском постановка «Лодочник» по пьесе Анны Яблонской уже год собирает аншлаги. В этом году философскую мистерию о любви привезли на фестиваль.
– Этот фестиваль всегда чреват открытиями, – говорит его арт-дирекор, театральный критик Олег Лоевский. – В него просто заложены открытия. Конечно, в основном, актерскими, потому что провинция богата актерами невероятно.
Доезжая до фестивальных площадок театры из небольших городов действительно открывают для себя новые берега и буквально за неделю получают такой заряд творческой энергии, какой у себя дома взять просто негде. Так что, с берегов Волги, из города Вольска, коллективы увезут с собой новые знакомства, а коллективы еще долго будут вспоминать прошедшие спектакли.
– Здесь они все хотят играть, как никто, не так, как большие академические театры. Они сами шьют костюмы. В малых городах обязательно должны быть театры, – сказала Ольга Остроумова.
Победители
Нынешний фестиваль, прошедший уже в 14-й раз, выявил очередных победителей, без которых теперь тоже невозможно представить современную театральную Россию. Призы и награды распределились следующим образом
Приз Губернатора Саратовской области В.В. Радаева «За масштабное решение пьесы русского классического репертуара» Рыбинскому драматическому театру за спектакль «Зойкина квартира» /Ярославская область/, режиссер Петр Орлов
Специальный приз Министерства культуры Саратовской области Лысьвенскому театру драмы имени А.А.Савина /Пермский край/ за сценографию спектакля «Тихий шорох уходящих шагов», режиссер Артем Терехин
Специальный приз от Вольского муниципального района «За весомый вклад в организацию и проведение XIV Фестиваля театров малых городов России» Драматическому театру города Вольска /Саратовская область/
Специальный приз Депутата Государственной Думы Николая Васильевича Панкова Тарасенко Антону, актеру драматического театра города Вольска /Саратовская область/ за роль Макбета в спектакле «Страсти по Макбету»
Специальный приз Председателя жюри Ольги Остроумовой «За высокое служение театральному искусству» – Александру Миронову, Заслуженному артисту России, Лысьвенский театр драмы им.А.А.Савина
Специальный приз жюри «За творческую смелость в освоении мирового классического репертуара» Драматическому театру города Вольска, спектакль «Страсти по Макбету» /Саратовская область/, режиссер Олег Загуменнов
Приз Ассоциации театральных критиков России Глазовскому театру «Парафраз» /Удмуртская Республика/ за спектакль «Процесс» по роману Ф.Кафки, режиссер Дамир Салимзянов
приз «Надежда» Олегу Корныльеву за исполнение роли Гамлета в спектакле “HAMLET|MOUSETRAP” Норильского Заполярного театра драмы им.Вл.Маяковского /Красноярский край/, режиссер Анна Бабанова
приз в номинации «Лучшая мужская роль» – Владимиру Ломаеву за исполнение роли Йозефа К. в спектакле «Процесс» Ф. Кафки Глазовского драматического театра «Парафраз» /Удмуртская Республика/, режиссер Дамир Салимзянов
приз в номинации «Лучшая женская роль» Марине Кулясовой за роль Бекки Корбетт в спектакле «Кроличья нора» Русского драматического театра «Мастеровые» (г.Набережные Челны, Республика Татарстан), режиссер Денис Хуснияров
Гран-при «Лучший спектакль малой сцйенической формы» – спектакль «Корабль Дураков» Театра-студии «Грань» (г.Новокуйбышевск, Самарская область), режиссер Денис Бокурадзе
Гран-при «Лучший спектакль большой сценической формы» – спектакль «Колыбельная для Софьи», Минусинского драматического театра /Красноярский край/, режиссер Алексей Песегов
P.S.
В жюри под председательством Ольги Остроумовой вошли театральные критики Олег Лоевский (Екатеринбург), Андрей Пронин (С.-Петербург), Ирина Алпатова (Москва), Анна Банасюкевич (Москва),Наталия Каминская (Москва), Алла Михалёва (Москва). Кроме того, в творческий актив фестиваля, а фактически в число главных его организаторов входит Елена Носова, куратор театральных проектов Государственного Театра Наций.