Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Маруся Котова из "Утомленных солнцем", Анна Николаевна из "Морфия", Марион Диксон из "Цирка", а также... Князь Мышкин из "Идиота" и Майкл Джексон из "Пьяной фирмы". Роли в театре и в кино Ингеборги Дапкунайте разнообразны и ярки, как и она сама. Может быть, в этом кроется одна из причин, почему актриса так востребована. О самых громких и обсуждаемых премьерах сезона с ее участием - наш разговор с ней.

Вы так улыбаетесь все время хорошо. Вы всегда так или "жизнь заставила"?

Ингеборга Дапкунайте: Думаю, что всегда. Потому что меня еще в детстве родители научили: когда я кого-то встречаю, то должна улыбаться и громко говорить "Здравствуйте!" По-литовски - "Лабас"! И папа был такой же. У нас была дружная семья, и дети росли в любви. Может быть, поэтому.

А улыбка вам помогает? Например, когда не знаешь, что сказать - просто улыбаешься и все!

Ингеборга Дапкунайте: Я не думаю о том, что улыбаюсь. Просто так существую. И, кстати, я улыбаюсь не всегда.

Когда вы готовились к спектаклю "Цирк", премьера которого недавно состоялась в Театре Наций, считали, что будете играть Любовь Орлову или Марион Диксон? Режиссер Максим Диденко как ставил задачу?

Ингеборга Дапкунайте: У нас была так называемая партитура. Максим пришел уже достаточно подготовленный - сделал "раскадровку" спектакля и знал, каким он будет визуально. Постановка достаточно сложная технически. И если бы Максим и наш художник Маша Трегубова не были готовы заранее и не имели схемы, то мы бы не смогли его сделать за такой короткий период времени - за два месяца. И это еще очень много. В Англии репетируют за четыре недели, и в Америке - так же.

И как можно все запомнить за это время - текст, движения?

Ингеборга Дапкунайте: Это и есть профессия

Но в это же время и другие проекты - как совместить?

Ингеборга Дапкунайте: Нет. Мне тогда было бы очень трудно. У меня был только один небольшой параллельный проект. Он у меня отнял дня четыре.

Я была шокирована теми трюками, которые вы исполняете под куполом - после спектакля даже звонила пресс-секретарю, уточняла - сами ли вы их делаете или дублерша? Вы, конечно, проявляли себя с этой стороны в телешоу, но все-таки тут зритель видит все своим глазами в реальности, а не на экране.

Ингеборга Дапкунайте: У меня были потрясающие преподаватели - мастера своего дела. Я с ними работала: ездила в Измайлово, в Центр циркового искусства, где артисты цирка готовят номера. И мы тренировались. Меня вначале просто подняли на лонже, потом - повыше, затем - совсем высоко. И учили как балансировать... Все постепенно.

Вы в прекрасной физической форме. Я так понимаю, что вы перед спектаклями проходите специальные тренинги?

Ингеборга Дапкунайте: Разогрев. Нельзя выходить на сцену в спектакле, который требует большой физической подготовки, без разогрева - потянете мышцы. 40 минут разминаемся с педагогом. Я всегда занималась спортом, мне это нравится.

Вы брали для "Цирка" специальные уроки вокала? Вы же окончили консерваторию?

Ингеборга Дапкунайте: Это не имеет отношения к моему пению. Потому что в Литве актерский факультет находится в консерватории - теперь это называется музыкальная академия. И наш был на Кафедре хорового и театрального искусства.

То есть, вас там петь не учили?

Ингеборга Дапкунайте: Конечно, учили. И имело значение то, что мы занимались вместе с музыкантами. В итоге это оказало на нас влияние. Но в спектакле у нас прекрасный музыкальный руководитель Армен Погосян и педагог по вокалу Арина.

Как быть кинодивой? Как Любовь Орлова на вас повлияла?

Ингеборга Дапкунайте: Как ни странно, я смотрела больше на американских актрис, потому что по сюжету героиня - американка, которая приезжает в Россию. Я изучала американских див 30-х годов, чтобы соответствовать. Марион Диксон - это, как пишут, переиначенное Марлен Дитрих.

Но фильм "Цирк" для спектакля это лишь вдохновение. Все равно это же видение Максима Диденко, это его рассказ, как художника, который он ведет вместе с художником Марией Трегубовой, Иваном Кушниром - композитором, Костей Федоровым - драматургом, Ильей Стариловым - видеохудожником. Спектакль - это сложносочиненный организм. Я уже не говорю обо всех актерах, потому что, в конечном итоге, ими заполняется схема. И еще важно сказать о Евгении Миронове, который пришел и как всегда дал нам всем прекрасные советы. Я не устаю повторять, что он - невероятный художественный руководитель.

Как вы подбираете костюмы? Вот сейчас вы вручили премию Олега Янковского в рамках фестиваля "Черешневый лес" Марии Трегубовой - за оформление спектакля и костюмы. Как с ней работалось?

Ингеборга Дапкунайте: Это, наверное, один из немногих случаев в моей жизни, когда в плане костюмов от того, что придумал художник, не хочется ничего ни отнять, ни прибавить. Потому что целостность и задумка ее предложения были так хороши, что сразу стало понятно: работать с ней - это счастье.

В спектакле "Идиот" в Театре Наций вы играете князя Мышкина, который носит котелок и пиджак. Сами это придумали?

Ингеборга Дапкунайте: Работа над "Идиотом" была совершенно другой. Потому что мы его все вместе создавали с чистого листа - как студенты. И Максим Диденко нас выпускал на сцену вначале втроем - Романа Шаляпина, Евгения Ткачука и меня, и мы по полтора часа делали этюды. Так как на репетиции костюмы были без подбора, то я была в каких-то своих черных брюках и ботиночках, и надела вот эти пиджак и котелок. И прижилось.

А как реагируете, когда вам предлагают такие шокирующие роли? Например, в сериале "Пьяная фирма" вы играете Майкла Джексона...

Ингеборга Дапкунайте: (смеется).Ну как я могла отказаться от роли Майкла Джексона? Я пришла, загримировалась и сыграла.

Не было страшно, мол, как это я и сыграю Майкла Джексона?

Ингеборга Дапкунайте: Нет. Это же хулиганство. Страшно, если не предлагают такие роли.

В Сочи открылся кинофестиваль "Кинотавр". Вы на нем будете представлять фильм закрытия "Про Любовь-2", в котором снова играете вместе с Джоном Малковичем. Вы с ним так давно работаете - помню, несколько лет назад, в рамках фестиваля "Черешневый лес" представляли спектакль про Казанову - "Вариации Джакомо". Пели в нем оперные арии, кстати - и вы, и он.

Ингеборга Дапкунайте: Мы играли этот спектакль два с половиной года. По всему миру ездили - от Эквадора до Австралии. Малкович - это актер с которым я больше всех работала, а я - актриса с которой он больше всех работал. Так получилось. Сами не знаем, как это вышло.

И чего нам ждать от фильма "Про любовь-2"?

Ингеборга Дапкунайте: В нем, как и в первом, несколько новелл. Нашу снял Резо Гигинеишвили. И сквозная тема всего фильма - как сохранить любовь. Мы с Малковичем играем пару, которая давно живет вместе и решает - оставаться им и дальше рядом друг с другом или нет.

Раз вы уже так давно с Малковичем работаете - вам, наверное, легко сыграть супружескую пару?

Ингеборга Дапкунайте: Каждый раз - это другие роли. Малкович в фильме также играет лектора - сквозного персонажа, который объединяет все новеллы. А в нашей еще играла прекрасная грузинская актриса, которая снималась у Анны Меликян - продюсера фильма и моей подруги - в "Звезде".

Тина Далакишвили! Она же снялась у Резо Гигинеишвили и в "Заложниках", и этот фильм участвует в этом году в основном конкурсе "Кинотавра". А лично я жду еще один фильм с вашим участием, который должен появиться на телеканале НТВ также осенью - "Мост". Не в первый раз переносят на нашу почву сериал, который уже вышел в нескольких странах. Мы ближе к скандинавской версии. Вы в своей игре ориентировались на актрису, которая играла в ней главную роль?

Ингеборга Дапкунайте: Да, будет 10 серий. И не просто ближе, а мы купили скандинавскую версию. Но невозможно ориентироваться на актрису. Нельзя играть актрису в кино - это нонсенс. Можно играть только тот характер, который написан в сценарии, и потом вы с режиссером сочиняете его заново. Что касается "Моста", если датчане и шведы, о которых речь в сериале, не так отличаются между собой по темпераменту, и у их очень много общего, то русский следователь и его эстонская коллега - очень разные. И если возьмете Пореченкова и меня - русский медведь и аутентичная эстонка, то поймете, что динамика отношений другая - и в этом весь интерес.

А как вам, литовке, было играть эстонку?

Ингеборга Дапкунайте: Трудно. Я выучила эстонский язык - а как вы думаете? Я же не буду по-литовски говорить. Я вставала рано утром и учила тексты. Зубрила, как в школе. А потом я эти тексты "наклеивала" на своих партнеров. И по всему павильону они были. Потому что это очень сложный язык.

Вы же неутомимая, у вас же, наверняка, есть еще новые проекты?

Ингеборга Дапкунайте: "Мост 2". С июля месяца - съемки. Еще я снялась у молодого режиссера Владимира Ракши. Его рабочее название "Жизнь раз".

В свое время я о вас, как и многие другие, узнала из фильма Михалкова "Утомленные солнцем". Хотя вы еще до этого снимались в "Интердевочке" у Петра Тодоровского и других картинах. Как получилось, что вы стали сниматься у Никиты Сергеевича и почему отказались играть в продолжении картины?

Ингеборга Дапкунайте: В первый фильм меня порекомендовал Олег Меньшиков. Михалков искал актрису на роль Маруси. Я тогда снималась параллельно в фильме "Подмосковные вечера" у Тодоровского - тогда еще младшего - Валерия. Он в то время был начинающий режиссер. А с Олегом мы приятельствовали. Меньшиков не признается в этом, но я уверена, что он посоветовал меня пригласить. Мы встретились с Михалковым два раза. А когда я приехала в третий раз, у меня были очень драгоценные выходные. У Тодоровского я была все время в кадре и устала. Поэтому Михалкову я достаточно нагло заявила, мол, я все время приезжаю, скажите - хотите вы меня снимать или нет? А он так хитро ответил: "Ну еще раз приедешь и все решим". И я приехала еще раз, и он спросил: "Хочешь сниматься?" Я ответила: "Конечно хочу".

А то, что второй... Ну это уже другой фильм. И как-то мы не совпали по времени.