Музыкальная комедии «Цирк» Григория Александрова, один из культовых фильмов советского кинематографа, обрел новую жизнь, причем на театральной сцене.
Для поклонников цирка, любителей мюзикла и эстрадного шоу Театр Наций вместе с фестивалем «Черешневый лес» сделали дорогой подарок. В спектакле «Цирк» режиссер Максим Диденко вместе с командой единомышленников воссоздали на сцене цирковое пространство с соответствующим наполнением. Здесь и цирковая арена с ее непременными обитателями, трюки и каламбуры, цирковое закулисье и прекрасная музыка в исполнении живого оркестра. Чтобы сделать эту постановку зрелищной, режиссер-выдумщик использовал, кажется, все визуальные средства, включая видеопроекции и даже интерактивное телевидение.
Главным украшением спектакля стала Ингеборга Дапкунайте. Кажется, ей все по плечу. Она и поет, и трюки на трапеции под куполом, то есть, под потолком освоила – брала уроки воздушной гимнастики у цирковых артистов – и свой драматический талант прекрасно проявила. По ходу действия ей приходится перевоплощаться то в заморскую диву Марион Диксон, то в несравненную и неповторимую звезду нашего кинематографа Любовь Орлову, которая в картине «Цирк» сыграла эту самую Марион. А в финале вечно юная Ингеборга и вовсе предстает в скафандре космонавта и вот-вот отправится в космическое путешествие.
Сюжет спектакля во многом повторяет рассказанную в фильме историю: в 30-х годах прошлого века в СССР приезжает звезда американского цирка Марион Диксон с аттракционом «Полет на Луну». Номер пользуется огромным успехом. Но советские артисты придумали свой оригинальный номер, который может затмить американский, а заморская звезда влюбляется в русского парня. И вот тогда автор «Полета на луну», немец фон Кнейшиц шантажирует Марион, угрожая раскрыть всем тайну ее личной жизни, да еще и готовит диверсию против советских артистов. Но когда тайна раскрыта - у белой женщины черный ребенок – реакция советских людей обескураживает немца. Они не только не осуждают Марион и принимают ее чернокожего ребенка, но открывают перед ним все двери: мальчик вырастет и станет космонавтом. Так из циркового номера «Полет на луну» у Максима Диденко получает развитие новая тема, которой в фильме 1936 года не могло быть по определению: покорение русскими космоса. В общем, «я другой такой страны не знаю», нашим людям нет равных на земле, а уж в космосе тем более. Чего стоит такая вот реприза, высказанная директором цирка, внешне очень напоминающим Ленина: «Цирк – ведь это Центр Исследования Русского Космоса»…
Стиль Диденко – это всегда эксперимент. Фильм Александрова режиссер взял лишь за основу своего спектакля. Для него было важно высказать свое отношение к советскому прошлому, в чем Максим Диденко и признался: «У меня длинная личная история взаимоотношений с этим фильмом – в моем детском сознании он создавал идеальную картину советского мира, всегда солнечного и очень позитивного. В то же время, постепенно узнавая историю нашей страны, своей семьи, историю жизни своих бабушек и дедушек, я уже не могу не думать о том, что осталось за кадром. И о том, что это был любимый фильм Сталина». Высказывание этого отношения ему, надо признать, удалось в полной мере. Иногда оно ироничное, а порой чувствуется откровенный стеб и ёрничанье, тот язык, которым активно пользуется в социальных сетях наше молодое поколение: «Цирк - наше прошлое, настоящее и будущее». Публика с заметным воодушевлением этот язык принимает, реагируя дружным смехом.
Но все-таки в спектакле больше поводов для восхищения. Потрясающей красоты видео на огромном экране то с огромным диском луны, то с футуристическими городами, а то с так и не воплощенным в жизнь грандиозным проектом сталинской эпохи, Дворцом Советов (ради которого, кстати, когда-то взорвали Храм Христа Спасителя, вновь возведенный на том же месте уже в наше время). На этот же экран время от времени транслируются драматические сцены спектакля. Когда на нем крупным планом появляется лицо Ингеборги-Марион, произносящей монолог о любви, даже в самых дальних рядах зрительного зала видны ее эмоции. Создается впечатление, что ты одновременно смотришь не только спектакль, но и кино.
Режиссерских выдумок масса. На сцене-арене не только голубого цвета львы, но и превратившиеся в Белку и Стрелку собачки циркового дрессировщика. Разумеется, всех животных изображают артисты. Есть даже карлик - какой же цирк без карлика? В общем, здесь все как в цирке. А зачем публика приходит в цирк? Повеселиться, от души посмеяться, восхитившись мастерством профессионалов. Поводов для подобных эмоций в этом спектакле предостаточно. Это декорации и костюмы лауреата всяческих театральных премий Марии Трегубовой. И музыка Ивана Кушнира, сумевшего переиначить даже знаменитую песню Дунаевского «Широка страна моя родная» таким образом, что из бравурного марша она превратилась в грустную мелодию, наводящую на невеселые размышления. Так что никак не получается, смеясь, расставаться с прошлым. Видимо, в этом и заключается главное послание режиссера. Как сказал о своем спектакле Максим Диденко: «Действие происходит в условном будущем, которое придумали в далеком прошлом». Если ученые открывают то, что уже существует в природе, почему бы и творцу не открыть в энергоинформацонных полях то, что также давно там существует, просто скрыто для непосвященных…
Этим спектаклем Театр Наций продолжает избранную им политику привлечения зрителей дорогостоящими зрелищными проектами, приглашая для постановок именитых режиссеров и звездных артистов. А фестиваль «Черешневый лес» спектаклем «Цирк» открыл театральную часть своей обширной программы, в которой публику ждут и открытия, и сюрпризы.