Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Сегодня
19:00 / Екатеринбургский театр юного зрителя, ул. Карла Либкнехта, 48
Касса  +7 (495) 629 37 39

9 апреля в Театре Наций вышел новый спектакль Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева со звездным актерским составом. InStyle побывал на премьере и узнал у Ингеборги Дапкунайте, Ксении Раппопорт, Андрея Фомина и Равшаны Курковой, почему на «Иранской конференции» должен побывать каждый.
Репутацию одной из самых амбициозных столичных сцен Театр Наций с успехом поддерживает уже много сезонов, продолжая удивлять зрителей жанровым и режиссерским многообразием и звездным составом действующих лиц. И все же поразительно, как для новой премьеры — постановки «Иранская конференция» по пьесе Ивана Вырыпаева — Виктору Рыжакову удалось собрать на сцене худрука театра Евгения Миронова, Чулпан Хаматову, Ингеборгу Дапкунайте, Ксению Раппопорт, Игоря Верника, Андрея Фомина, Равшану Куркову, Авангарда Леонтьева, Станислава Любшина, Вениамина Смехова и других артистов.

По сюжету, лучшие умы Дании в лице видных интеллектуалов и общественных деятелей собираются на конференции в Копенгагене, чтобы обсудить так называемую иранскую проблему. Девять ораторов, среди которых премьер-министр, военная журналистка, священник и получившая Нобелевскую премию иранская поэтесса, друг за другом произносят пронзительные монологи о вселенских правах человека, боге, духовности и либеральной идеологии, идущей вразрез с религиозным сознанием исламского мира. Однако с самого начала зрителю намекают, что проблема не столько в военных конфликтах и отсутствии демократии на Ближнем Востоке, а в том, как эти события нарушают «структуру» современного европейского человека, в основе которой комфортная жизнь, равноправие и свобода. 
А когда в монологах героев начинают невольно проявляться личные, порой интимные переживания, тогда окончательно понимаешь, что перед тобой не острополитическое высказывание, а философские размышления о гуманизме, смысле жизни, внутренней свободе, любви, состоянии современного человека и его дальнейшей судьбе в этом мире. Недаром эпиграфом к пьесе Вырыпаева служит написанное им же стихотворение: «Куда плывет эта лодка, без человека, без весел, без определенного смысла, совершенно одна? Уносимая течением реки эта лодка плывет за тобой. Стой на своем месте и жди». Его полную версию читает в финале одна из героинь, иранская поэтесса Ширин Ширази.


Спектакли по пьесам одного из самых востребованных российских драматургов Рыжаков ставит почти 20 лет: представив в 2002 году в «Театре.doc» «Кислород» разочаровавшегося тогда в кино режиссера и актера Ивана Вырыпаева, он открыл его для театральной Москвы. Впрочем, и для самого Вырыпаева, переехавшего пять лет назад в Варшаву, Виктор Рыжаков — по-прежнему единственный в России, кому он доверяет ставить по своим произведениям. Так что «химия» между драматургом и режиссером в данном случае явление непреходящее. А феерический кастинг «Иранской конференции», по словам Евгения Миронова, объясняется тем, что к постановке решили привлечь артистов не просто выдающихся, но имеющих к тому же активную гражданскую позицию.

Андрей Фомин:
«Я думаю, что зрители должны выйти из зала с тем же ощущением, которое возникло у меня, когда я впервые прочитал пьесу. А я был глубоко потрясен, потому что этот материал Вырыпаева дает очень много поводов для размышлений. В первую очередь он удивителен тем, что представляет различные взгляды на смысл жизни, на то, что такое Бог, внутренняя свобода и внутренняя тюрьма. Вырыпаев, конечно, нас обманывает, приглашая в Копенгаген, потому что говорим мы со сцены о себе и о России. Спектакль обращен абсолютно к каждому человеку и заставляет задуматься: "Есть ли Бог в моем сердце, а если его нет, то как мне дальше с этим жить?"»

Ксения Раппопорт:
«Для меня пьеса Вырыпаева прежде всего ценна тем, что в ней есть сильнейшая провокация к размышлению над озвученными со сцены проблемами. Несмотря на то что у всех героев разные точки зрения, нельзя однозначно сказать, что кто-то из них прав, а кто-то неправ. Среди них нет человека, который пролил бы свет истины на тот ужас, который нас сегодня окружает, и предложил рецепт спасения. "Иранская конференция" не дает готовые ответы на вопрос, что делать дальше, как относиться к непохожим на нас людям, культурам, да и к себе самим — она предоставляет поиск решения зрителям».


Ингеборга Дапкунайте:
«Это очень актуальная пьеса о самом важном, откровенный и чувственный разговор со зрителями. Со сцены звучат замечательные стихи: "Куда плывет эта лодка?" Так вот я думаю, что эта "лодка", в который все мы вдруг оказались, все-таки протекает, и даже очень сильно. И если мы не спохватимся прямо сейчас, то можем пойти ко дну».

Равшана Куркова:
«История, написанная Иваном Вырыпаевым, попадет в любого неравнодушного человека. Но лично мне одной из важнейших показалась мысль о том, что все мы, представители западной цивилизации, очень дорожим и кичимся своей внутренней свободой, хотя при этом по-настоящему счастливых людей среди нас очень немного. К сожалению, все чаще приходится сталкиваться с тем, что единственный "бог" для современного человека — это комфорт, и я убеждена, что он же нас и погубит. Как говорит моя героиня, только через любовь, а не стремление к комфортной жизни, человек может обрести внутреннюю гармонию и свободу. А для меня свобода — это принимать судьбу, уважать любой свой выбор, не бояться ответственности и не прятаться от жизни, а жить».