В Театре Наций - триллер пулитцеровского лауреата Трейси Леттса "Киллер Джо"
Театр Наций начинает новый год с премьеры "Киллер Джо" по пьесе 45-летнего лауреата Пулитцеровской премии Трейси Леттса. Как и в случае с "Методом Грёнхольма", выпущенным Театром Наций в прошлом сезоне, новая постановка доверена молодому болгарскому режиссеру Явору Гырдеву.
Знакомить московскую публику с 38-летнем Гырдевым нет нужды. Его спектакли дважды привозили на NET: в 2005-м - "Человека-подушку" Мартина Макдонаха, в 2009-м - "Калигулу" Альбера Камю. В 2008-м на Московском кинофестивале соц-артовская черная ретрокомедия Гырдева "Дзифт" была отмечена призом за режиссуру, а прошлой зимой в Театре Наций вышел его "Метод Грёнхольма" по пьесе Жорди Гальсерана.
Этот испанский детективный триллер про топ-менеджеров, ставших жертвами жестокого психологического эксперимента, - образец современной западной драматургии из разряда так называемых хорошо сделанных салонных пьес, которые пусть и не отличаются новизной драматургического языка и стиля, зато позволяют выпускать коммерчески успешные, но вовсе не позорные спектакли. Театр Наций, решивший включить "Метод Грёнхольма" в свой репертуар и пригласивший для этого Явора Гырдева, одного из наиболее интересных европейских режиссеров поколения 30+, тем самым стремился задать более высокую планку качества коммерческих спектаклей, планку, о которой прежде в Москве никто и не помышлял.
"Киллер Джо" Трейси Леттса, чьи пьесы идут на Бродвее и в Вест-Энде и который методично собирает награды и премии, в этом контексте кажется логическим продолжением репертуарной политики Театра Наций, ориентированной, с одной стороны, на "кассу", а с другой - на качественную драматургию и интересных режиссеров.
"Киллер Джо" - дебютная пьеса Трейси Леттса, начинавшего карьеру как актер в известном театре Steppenwolf в Чикаго. Впервые она была поставлена в 1991-м в чикагском Next Lab, а затем на офф-Бродвее. Через 20 лет после премьеры ее экранизировал Уильям Фридкин, когда-то снявший "Французского связного" и "Изгоняющего дьявола". В киноверсии пьесы Трейси Леттса сыграли такие звезды Голливуда, как Джина Гершон, Метью МакКоннахи и Эмиль Хирш. Звездный статус участников спектакля Театра Наций не столь очевидный, но вполне убедительный: Юлия Пересильд, Александр Новин, Елена Морозова, Виталий Хаев и Андрей Фомин.
В отличие от "Метода Грёнхольма", сюжет которого базируется на истории из жизни "офисного планктона", "Киллер Джо" - про тех, кого на юге Америки, откуда родом Трейси Леттс, называют "белыми отбросами". В основе сюжета - история о том, как брат и сестра решили нанять киллера, чтобы убить свою мать и получить деньги по ее страховке. В жанровом отношении пьеса балансирует на грани интеллектуального триллера и черной комедии, что заставляет вспомнить фильмы Кроненберга, Тарантино и братьев Коэн. Однако стилистически "Киллер Джо", как и другие пьесы Трейси Леттса, все-таки ближе к традициям Уильяма Фолкнера и Теннесси Уильямса. Во всяком случае именно об этом писали все рецензенты, когда в 2008-м самая известная пьеса Трейси Леттса "Август: графство Осейдж" была отмечена главной бродвейской наградой "Тони".
Впрочем, по мнению режиссера Явора Гырдева, текст Леттса ближе к тому, что пишут сегодня представители "новой драмы". И именно к этому следует быть готовым зрителям нового спектакля Театра Наций.