Говорят, доподлинно неизвестно, как проходят встречи Королевы Елизаветы II с премьер-министрами Великобритании.
Протоколы не ведутся, да и сами участники аудиенций (именно так в Британии называются такие традиционные встречи) не обсуждают их результаты с кем-либо. Однако все знают, что это неизменно происходит каждый вторник около шести часов вечера. Ритуал соблюдается вот уже шесть с половиной десятилетий, на протяжении которых престол принадлежит Елизавете II.
Идея пофантазировать о том, как могли бы проходить аудиенции Королевы с теми или иными премьер-министрами Великобритании, принадлежит драматургу и сценаристу, признанному знатоку британского двора Питеру Моргану. В 2013 году в лондонском театре “Гилгурд”, а через два года и на Бродвее он вместе с продюсерами Метью Бимом Шоу, Робертом Фоксом и Энди Харрисом поставил спектакль “Аудиенция”. Главную роль в обоих постановках сыграла Хелен Миррен, известная российскому зрителю ролью все той же королевы Елизаветы II в фильме “Королева” (2005 г.).
На российской сцене “Аудиенция” была впервые представлена 25 апреля 2017 года. Режиссером выступил Глеб Панфилов, продюсером – его сын Иван Панфилов, а главную роль исполнила жена Глеба Панфилова Инна Чурикова. На русский язык пьесу Питера Моргана перевели специально для этой постановки в Тетре Наций (перевод Юрия Голигорского). К тому же Инну Чурикову на роль Елизаветы утвердил сам драматург, лично посмотрев на нее в роли королевы Элионоры в “Аквитанской львице”.
Ну что, достаточно фактов, чтобы считать постановку уникальной? Если нет, то вот еще один: сценарий панфиловской “Аудиенции” - не копия пьесы Моргана. Текст был переработан, согласно недавно происходящим в мире событиям. Особенно много внимания в этой постановке было уделено российско-британским отношениям. Так что если вы интересуетесь политикой, вам сюда!
“Аудиенция” Панфилова, как и “Аудиенция” Моргана сделана помпезно и с особенным королевским шиком. Знаменитые цветные костюмчики изготовлены по настоящему гардеробу Елизаветы II, а коронационное платье сценической Елизаветы – и вовсе почти точная копия того самого бело-золотого платья, в котором происходила инаугурация монарха. Украшения и тиара на Инне Чуриковой также были подобраны с особой точностью. Для видевших Букингемский дворец и Вестминстерское аббатство своими глазами приятный бонус – оба здания здесь присутствуют ровно как в Лондоне (правда, в виде компьютерного изображения). А вот верхушка Мемориала Виктории и правда есть на сцене – ее видно из большого окна, расположенного в глубине декоративной установки.
Хотя, как уже упоминалось, никто не знает, что именно происходит в кабинете монарха во время ее аудиенции с премьер-министрами, после просмотра этого спектакля не остается вариантов, кроме как принять то, что Королева проводит время с этими гостями именно так. А как еще? Премьер-министр сообщает последние новости, выслушивает советы и уходит. Иногда стены кабинета, возможно, слышат и обычную болтовню. А еще у Елизаветы II к каждому министру свой подход (а, между прочим, на ее памяти они сменялись уже 13 раз). Тереза Мэй – 14-й премьер министр в этой цепочке – также присутствует в российской постановке, что еще больше осовременивает “Аудиенцию” Панфилова.
Такая робкая с Уинстоном Черчиллем (Михаил Горевой), такая уверенная Гарольдом Макмилланом (Андрей Харитонов, также исполняет роль Энтони Идена), такая сплетница с Маргарет Тетчер (Вера Воронкова / Галина Тюнина), такая скучающая с Дэвидом Кэмероном (Олег Масленников-Войтов / Игорь Коняхин), такая с нежная с Гарольдом Уилсоном (Сергей Пинегин / Сергей Колестников), который в интерпретации драматурга был любимчиком Королевы. Вся постановка направлена на то, чтобы дать зрителю понять, во-первых то, что Королева – тоже человек. Она женщина со своими проблемами и переживаниями. Обожает собак породы корги и не любит болеть, потому что в такие моменты не может работать; заботится о своих премьер-министрах, но ни за что не подаст им чай, ведь она все-таки Правитель. И эта грань между личным и общественным, между внутренним и внешним и делает ее Королевой во-вторых.
А Королева во-вторых, - это символ Великобритании. Хотя монархия в этой стране сегодня, скорее, лишь формальность, слово Елизаветы имеет огромный вес в политике. Премьер-министры, согласно сценической интерпретации, действительно к ней прислушиваются.
Последняя сцена спектакля “Аудиенция” посвящена именно вопросу монархии. К сегодняшней Елизавете, находящейся на престоле вот уже более полувека, приходит юная Елизавета и спрашивает о престоле. И Королева произносит ключевую фразу всего спектакля: “Если хочешь понять, почему монархия существует, не смотри на королеву, смотри на премьер-министров”. Вот она, мудрость, ради которой, кажется, и была вся эта трехчасовая “Аудиенция”.