Удача пришла со второй попытки: в прошлом году Серебренников собирался поставить с Мироновым „Парфюмера”, по заказу МХТ Василием Сигаревым была написана инсценировка, но тут выяснилось, что Патрик Зюскинд не дает разрешения на инсценировку своих романов. „Господа Головлевы” — конечно, история несколько иного замеса, хотя и здешний, герой тоже сеет вокруг себя смерть. Но по российской традиции по пути не забывает поговорить о разумном, добром и вечном.
Кирилл Серебренников верен себе: не испытывает ни малейшего почтения к временам. Его интересуют только нравы. И эффект, с которым проявляют себя те или иные нравственные завихрения. Диапроектор — примета детства и отрочества второй половины ХХ века — уточняет место и время, например: „Головлёво. Детство”. Или — „Головлёво. Зима”. Тюки с бельем как будто смягчают мрак и жестокость, творящиеся в доме господ Головлевых в богом забытой российской глубинке. Сами они, впрочем, бога не забывают, поминают ежечасно, а то и ежеминутно, истово крестятся. Для Миронова, который играет Порфирия Головлева, придумано весьма эффектное — „сокращенное” — крестное знамение: приговаривая
Но Головлев, конечно, никакой не блаженный, не юродивый. Он - юродствующий. Раз за разом, шаг за шагом отнимающий, подминающий под себя деревеньку за деревенькой, дом за домом, складывающий рублик к рублю, не зная ни сна, ни упрека, никаких поблажек и скидок на родство или кумовство. Никакой коррупции — в смысле: вор должен сидеть в тюрьме (страшно подумать, куда приведет нас эта „головлевская правда”, если протянуть эту самую
Евгений Миронов подробен в художественном изображении зла, как прежде удачно детализировал благородные слабости своих героев.
Если называть это злом, то - космическим, такой Россию видеть не хочется, а
О России в программке — целое стихотворение Блока: „Грешить бесстыдно, непробудно,/ Счет потерять ночам и дням, / И, с головой от хмеля трудной,/ Пройти сторонкой в божий храм. < > И на перины пуховые/ В тяжелом завалиться сне / Да, и такой, моя Россия,/ Ты всех краев дороже мне”.
Но вот космоса нет. Ни в спектакле, где мистика обступает вроде бы со всех сторон опущенный во мрак белый павильон (художник — Николай Симонов). Ни даже в игре Евгения Миронова. Так что удачные находки (вроде подмены ребеночка буханкой черного хлеба, которую Порфирий отдает нянчить обезумевшей Евпраксеюшке, или многорукого призрака Головлева, который является брату Павлу) не прибавляют смысл, а превращаются в элементы развлечения публики.
Замечательно играет мать Порфирия Арину Петровну Алла Покровская — жизнь проживает, от первых редких сомнений к предсмертному проклятию, от шумной хозяйской самоуверенности — к тихости приживалы. Очень хороша Евгения Добровольская в роли племянницы Анниньки. Да и не только они.