Живой и динамичный «ФЭСТ» всегда в поиске. Поэтому неудивительно, что именно на сцене мытищинского театра в начале декабря проходила работа творческой Лаборатории по современной драматургии.
Руководил работой Лаборатории в «ФЭСТе» театральный критик Олег Лоевский – создатель современных режиссёрских лабораторий. Зрители посмотрели эскизы будущих спектаклей: по пьесам Ксении Драгунской «Дождись дождя», Ивана Вырыпаева «Пьяные» и тот, который увидела я.
Палка, брошенная в степь, угодит в лоб несчастному… Необычность эскиза в том, что он создаётся всего за пять дней. Так же импровизационно была поставлена пьеса номинанта национальной премии «Золотая маска» Олжаса Жанайдарова «Алдар». Это кажется невозможным, но за такой срок режиссёру Александру Плотникову удалось не только найти общий язык с актёрами, но и создать вполне завершённое действо.
Во время обсуждения зрители признавались, что пережили настоящее потрясение. Довольно страшная история трудовых мигрантов в России показана Жанайдаровым без прикрас. Бесправие современных рабов, полицейский беспредел, равнодушие окружающих – всё это известно автору пьесы, казаху по национальности. Восточная пословица, приведённая выше, взята из текста пьесы, но мне кажется, она отражает главную мысль всего творчества писателя и драматурга.
Его герой – московский юрист Алдар Алданов (Филипп Ефимов) защищает права мигрантов, которым больше не к кому обратиться за помощью, когда им «шьют» дело по терроризму, вымогают взятки, жестоко пытают… И всё это мы видим до жути реально в помощью видеоряда, сопровождающего действие на сцене.
Признаться, этот режиссёрский приём казался мне уместным не всегда: внимание зрителя рассеивалось, и что-то, увы, ускользало. А хотелось впитать всё происходящее… Лучше бы во время показа роликов сценическое действие оставалось статичным, тем более и в статике оно было прекрасно.
Нам показали театр в лучшем смысле этого слова! Фокусы, лукавое притворство, пронзительные монологи, актёрские находки… И непременные маски, которыми жонглировали пара полицейских (Артём Барсуков и Валерий Бездетко), то весело порхающих по сцене, то тисками ломающих пальцы бесправному пленнику Сархату (Сергей Хапров), которому не осталось ничего другого, как публично признаться в подготовке теракта...
«Над собой смеётесь…» Режиссёру Плотникову удалось вывести межнациональные проблемы на более высокий – общечеловеческий уровень. Потому в образе Соседа (Фарит Халяпов) слились два персонажа, два мировоззрения, и возникло противостояние не казаха и русского, а добра и зла, лишённых национальных и прочих признаков. В этом сила первой в России эскизной постановки, хотя читки пьесы проходили в разных городах.
При этом действие то и дело оборачивалось настоящей фантасмагорией, и вот уже на сцене возникало «безумное чаепитие» Кэрролла на русский манер с самоваром, прикованным цепью, и поедание Сархатом бутафорских кур, издающих сдавленные вопли… От того, что местами это выглядело очень смешно, становилось ещё страшнее. Помните: «Над кем смеётесь?» Это прочувствовали все зрители, признававшиеся, что побаиваются мигрантов. Информационная атмосфера способствует нагнетанию страха, и это отражено в эскизе. Наша реальность как она есть… Классические реминисценции возникали не раз. Как было не вспомнить подленького Петра Петровича – героя Достоевского, увидев какой гротескный характер адвоката создал Павел Конивец? И несчастья «маленького человека» - тоже вечная тема русской классики… Тема огромного мира, в котором каждому бывает и одиноко, и страшно, и некуда деться от безнадёжности. Хотя создатели эскиза не нашли выхода из тупика, в который человечество загнало себя, зрители, проголосовав в фойе после показа, решили, что спектаклю – быть!
Лаборатория по современной драматургии – совместный проект Министерства культуры РФ и Театра наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова в рамках программы поддержки театров малых городов.