Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39

В последнее время документальный театр завоевывает все новые и новые позиции: невыдуманные истории в пересказе реальных героев становятся актуальнее, зачастую трогая зрителя гораздо больше, нежели классическая драма. Этот театр прорывается к нам с экранов телевизоров, со страниц СМИ, с бесконечных страниц в интернете. Многие режиссеры начинают обращаться к реальности, беря за основу сюжеты, нашедшие свои прямые аналоги в жизни, и привлекая к исполнению главных ролей непосредственных участников событий. Яркий пример – спектакль «Бросить легко» режиссера Руслана Маликова, показанный в рамках гастролей московского Театра Наций на Новой сцене петербургского Александринского театра 26 мая.

«Бросить легко» был создан при участии международного фестиваля-школы «ТЕРРИТОРИЯ» совместно с благотворительным фондом «Центр здоровой молодежи» (в спектакле обнаруживается косвенное влияние последнего), а его эскиз был впервые показан во время специальной программы фестиваля. Премьера полноценного спектакля состоялась 6 февраля 2014 года, и с тех пор постановка составляет основу современной драмы Театра Наций и являет собой первый полноценный проект театра, целиком основанный на документальном материале.

Режиссер «Бросить легко» Руслан Маликов говорит, что его спектакль – это «история о механизмах зависимости в целом, о том, как они работают. Речь идет об отношении к ежедневной бытовой жизни, к окружающей «серости», о желании чего-то принципиально другого, о переменах внутри и снаружи». В центре сюжета находятся шесть историй молодых людей, проходящих реабилитацию от наркотической зависимости в «Центре здоровой молодежи». Драматург Марина Крапивина связала воедино переживания, эмпирический опыт и трагедию участников, превратив их откровенные монологи в единую пьесу под названием «Бросить легко», а режиссер доверил ребятам роли, написанные по их собственной жизни, таким образом сделав выбор в пользу непрофессиональных актеров. В спектакле участвуют Михаил Алексеев, Дмитрий Дудоров, Владимир Иванов, Алексей Овсянников, Вячеслав Смирнов, Наталья Терешкова, Анна Шмакова, и их игра (или не игра?) сводит на нет все границы между реальностью и театром.

На протяжении часа исполнители заново переживают свои истории. Шаг за шагом, они воспроизводят весь путь от первых опытов с наркотиками до бесчисленных попыток бросить и долгожданного освобождения. Режиссуры в этом спектакле минимум, да она здесь и не нужна, слишком бескомпромиссными и горькими получаются монологи персонажей. Как прямая метафора всей тяжести зависимости, волей режиссера появляется беговая дорожка – символ работы и преодоления. С ней же связан эффектный ход на последних минутах постановки, когда главным героем становится своеобразный бег-освобождение всех участников спектакля: красивый, техничный, идеально выверенный, с перманентно нарастающим темпом и устрашающей ритмикой.

Как рефлексия на наркотический флер, на сцене художником Екатериной Джагаровой установлены манекены, облаченные в глухие кислотно-зеленые комбинезоны, преобладают неоновые цвета как в освещении, так и в одежде персонажей (художник по костюмам Александр Петлюра). Такое ощущение, что условную сцену (вокруг нее, как на приеме у психолога, сидят люди) окутывают бесконечные потоки галлюцинаций и бреда, вызванные токсичными, психотропными и синтетическими препаратами, разрушающими сознание и превращающими людей в бесхарактерных амеб.

Болезненность положения героев передает и особенный наркоманский жаргон, который становится почти одушевленным персонажем. Именно он вместе с наркотиком является причиной потери человеческого лица, а за ширмой зависимости скрываются все те же добрые и способные любить люди. Это, в целом, не трудный для восприятия спектакль, но и не самый легкий по сюжетным перипетиям, он превращается в доктрину того, что наркоманы не перестают быть людьми и достойны не только помощи и сострадания, но и любви. Исполнители стараются убрать лишний пафос с затронутой темы, они шутят и заигрывают со зрителем, стирая и без того условные границы между действительностью и идеями сценариста. Им веришь, ими иногда восхищаешься, ими увлекаешься. Были разговоры, что в свете последних тенденций спектакль пропагандирует православие, но это совсем не так: «Бросить легко» рассказывает о замещении зависимости от наркотика верой, о нелегком пути человека к освобождению, что зачастую происходит при помощи обращения к Богу. Спектакль нельзя воспринимать как навязывание определенных ценностей, как бы это не хотелось поборникам церкви, это всего лишь единичный пример, один из многих, как человек способен преодолеть себя при помощи не только родных и друзей, но и веры. «Бросить легко», несмотря на сложность и многоплановость сюжета, спектакль жизнеутверждающий, с дерзким и здоровым чувством юмора, самоиронией и без каких бы то ни было догматов. Его можно выписывать здоровому человеку как профилактическое лекарство от всех видом зависимости.