Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
В спектакле Circo Ambulante Лия Ахеджакова сыграет… рыцаря без страха и упрека. В интервью „Ваш Досуг” актриса рассказала, почему согласилась на такую необычную роль и какой театр сейчас в моде.

Лия Меджидовна, почему вы вдруг решили сотрудничать с Андреем Могучим?

Это все Женя Миронов: то он гранты придумывает для нищих провинциальных артистов и для преподавателей вузов, то стариками занимается. А то вдруг делает подарок не слишком востребованной артистке Ахеджаковой. Такова „теневая” сторона Миронова, он ведь не рассказывает, кому помогает. Сотрудничество с Могучим я действительно считаю подарком — не ожидала, что, пройдя такой долгий путь в профессии, буду открывать для себя что-то новое.

Исаев с Могучим говорят, что придумывали спектакль, представляя вас в роли Дон Кихота…

Наш спектакль о том, что происходит, когда одиночка задумывается о судьбах отечества. Есть путь товарища Ленина. Есть путь тех молодых людей, что выходят на митинги… А у моей героини — путь донкихотский. Путь простой работницы мясокомбината и ее товарок, которых время и судьба бросают на битву с теми, кто отравляет человеческое сообщество. Вы кого имеете в виду?

Я имею в виду то, что происходит сейчас: Сирия, Египет, Болотная площадь… Мы еще не знаем, куда придем, но пока что эти наши митинги вызывают у меня великое уважение.

Как вам работалось с Андреем Могучим?

Я давно уже к нему прикипела и считаю его уникальным режиссером. Кстати, пьесу они с Максимом Исаевым писали и переписывали прямо во время репетиций — роли переделывались под конкретных актеров. Андрей занял в нашем спектакле актеров „Театра.doc” — он вообще сумел окружить себя людьми одной группы крови. Благодаря этому незнакомые люди разного возраста стали одной боевой единицей, которая откликалась на любую режиссерскую задачу.

Вы часто ходите в театр?

Стараюсь следить за тем, что происходит в театре. Могу сказать, что в последнее время он очень сильно продвинулся — и по части новых художественных идей, и по части гражданского самосознания. Оказывается, в искусстве главное — не врать. Для спектакля очень важно, что за люди — актеры: чем живут, насколько открыты. Хотя я вам сейчас все это говорю и не знаю, будет ли успех. Может, у меня ничего и не получится. Но репетиции Сirco Ambulante — очень важный кусок моей жизни.

Трудно было осваивать необычное сценическое пространство, придуманное Максимом Исаевым?

Макс Исаев — художник, несущий в театр совершенно новый стиль. Красота у него формируется из непривычных для традиционного театра составляющих. У них с Могучим другие критерии, чуждые гламуру. И обостренное чувство правды, их эстетика сильно зависит от их социальных и человеческих предпочтений. По-моему, этот спектакль — сильное гражданское высказывание. И одновременно очень теплое и нежное. Мне вообще кажется, что сейчас все лучшие режиссеры приходят к гражданственности. Вот Дима Крымов мой любимый ― его тоже волнует, что творится с нами сегодня, сейчас. Куда мы идем? Что происходит с человеком, когда он не в состоянии выбрать, что ему важнее: колбаса или свобода?! Мне кажется, из этих раздумий и возникают новые театральные открытия.

Вашего мужа в спектакле играет Альберт Филозов. Знаю, что у его персонажа какая-то особая биография?

Филозов — удивительно скромный человек и потрясающий артист. Но это не та пьеса, где все можно пересказать.

Лия Меджидовна, а что у вас сейчас в кино?

Недавно снялась в короткометражке — это несколько новелл, снятых разными режиссерами под общим названием „Мамы”. В одной из них сыграли мы с Димой Дюжевым, он был в роли моего сына (видно, по росту нас подбирали). Но пока фильм не смонтирован, трудно понять, каким он выйдет. Нового в кино пока не планирую — жду премьеры Circo Ambulante.

А свободное время у вас бывает?

Да. И тогда я сижу на даче и читаю. Из последнего — „Жизнь — сапожок непарный” Тамары Петкевич, Павла Басинского о Толстом и Горьком, „Зеленый шатер” Улицкой. Прессу читаю — „Новую газету” и „Нью Таймс”, слушаю „Эхо Москвы” и „Свободу”.

А телевизор?

И телевизор смотрю: нужно же знать врага в лицо. Но это шутка. Вот, например, канал „Дождь”. Я недавно там была — записывала обращение к участникам митинга на проспекте Сахарова. Познакомилась с чудными молодыми людьми — волонтерами, которые помогали организовывать митинг. Это те самые, о которых нам говорят, что им платит ЦРУ. Потрясающие ребята — новое поколение.

Как вы думаете, они чего-то добьются?

Да. Они так правильно начинают свою жизнь, что должны быть вознаграждены.

Есть такой вопрос из знаменитой анкеты Достоевского: в какую эпоху вы хотели бы жить?

Знаете, я реалист. Единственное — мне всегда хотелось бы жить весной. Ну в крайнем случае — в начале лета.

А какой возраст для человека, по-вашему, самый хороший? Молодость. Она бывает глупой, отчаянной, бывает, что тебя несет не в ту сторону, и потом приходится начинать все заново. И все равно — лучше молодости уже ничего не будет.

Лия Меджидовна Ахеджакова родилась в Днепропетровске в семье актеров. „Актрисой вы никогда не станете”, — говорили ей, когда в 17 лет она обходила все театральные студии, но желание попасть в театр от этого только усиливалось. В конце концов она поступила в Адыгейскую студию ГИТИСа, где познакомилась и подружилась с А. В. Эфросом. Их короткие беседы в машине (Эфрос иногда подвозил ее, делясь замыслами своих будущих спектаклей) она и считает самыми главными уроками мастерства.

С 1960 по 1977-й работала в МТЮЗе, с 1977-го — в „Современнике”. Играла и играет в спектаклях Галины Волчек, Романа Виктюка, Валерия Фокина, Кирилла Серебренникова и др. Впервые сняв Ахеджакову в кино, Эльдар Рязанов заметил: поручив ей отрицательную роль, рискуешь перевернуть весь замысел фильма — симпатии зрителей все равно будут с ней.

В самом театре спектакль Circo Ambulante Андрея Могучего называют сценографическим балетом. Причудливым декорациям, придуманным Максимом Исаевым, позавидовали бы крупнейшие авангардисты мира. В антиутопии Circo Ambulante речь идет о неком городе, которым правит беспощадный Оберкондуктор. Героиня Ахеджаковой вместе с другими женщинами работает на мясокомбинате, разделывая бычьи туши (сшитые из советского вида пальто). На комбинате случается взрыв — часть работниц погибает, выжившие же решают прикончить кровожадного Кондуктора. До конца непонятно, выживает ли героиня Ахеджаковой или на бой с тираном отправляется ее призрак. Зато ясно одно: социальный пафос в театре снова в моде.