Театр Наций под руководством Евгения Миронова (при поддержке Министерства культуры РФ) провел в Химкинском театре «Наш Дом» лабораторию по современной драматургии. Молодые режиссеры Донатас Грудович и Ярослав Жевнеров представили эскизы по пьесам «Юбилей ювелира» англичанки Николы МакОлифф и «Звериные истории» американца Дона Нигро.
«Юбилей ювелира» приобрел в России известность благодаря мхатовской постановке Константина Богомолова с Олегом Табаковым и Натальей Теняковой в главных ролях. История пожилого ювелира, ожидающего в день своего девяностолетия визита английской королевы, дает постановщику возможность самых разных жанровых интерпретаций, от мелодрамы до эксцентричной комедии. Донатас Грудович радикализировал события пьесы, направив действие в сторону абсурда и черной комедии. Первые минуты происходящее напоминает триллер. Ювелир (Евгений Крохин) в ватнике, притаившись с ружьем в руках, высматривает что-то за окном, а потом направляет дуло на вошедших – свою Жену (Ирина Шеламова) и перепуганную Сиделку (Елизавета Елпатьевская). Супруга экзальтированного старика эксцентричностью не уступает мужу, а потому нанятая для ухода за больным девушка с недоумением и страхом наблюдает за странными играми чудаковатой парочки (словно со страниц пьес Пинтера), чьи разговоры-перепалки вертятся вокруг Королевы. В юности, накануне дня коронации, Ювелир охранял драгоценности короны. Узнав, что это день его рождения, будущая монархиня якобы пообещала прийти к нему на чай в день девяностолетия. И вся жизнь Ювелира превратилась в ожидание встречи, а жизнь его супруги – в борьбу с навязчивой идеей, которую считает вымыслом.
В эскизе Грудовича Королева (Елена Криволуцкая) присутствует не только в воспоминаниях (или фантазиях) героя. Она то проникает в дом через окно, то возникает словно из ниоткуда, слушает разговоры о себе, безмолвно реагирует на происходящее, не теряя достоинства, даже когда ревнивая Жена выставляет ее за дверь. Характер взаимоотношений этих дам заявлен еще в прологе: Ювелир кормит через окно двух борющихся за первенство «птичек», представленных парой рук в перчатках: одна – в длинной серебристой из шелка, другая – в желтой хозяйственной из резины. Королева в эскизе предстает как коллективное наваждение. Даже Сиделка включается в общую игру: призрак Королевы становится и для нее частью жизни. Недаром она обряжается в меховую накидку и аксессуары королевского убранства задолго до просьбы Жены сыграть в юбилей Ювелира роль венценосной особы. Приход или не-приход Королевы составляет главную интригу пьесы. В спектакле Константина Богомолова в ее образе появлялась супруга юбиляра, блистательно сыгранная Натальей Теняковой. Здесь же, где все подвержены «королевомании», в ее явлении нет ничего необычного – неважно, был ли ее визит реальностью или глюком. Действие, где есть место и драматизму, и гротеску, и абсурду, приходит к естественной развязке: Ювелир умирает, и вместе с ним исчезает образ Королевы, придававший смысл жизни этому дому.
Если Донатас Грудович запер героев в камерном пространстве Малой сцены, отгородил от внешнего мира, оставив наедине со своими иллюзиями, то режиссер Ярослав Жевнеров вывел персонажей «Звериных историй» на просторы Большой сцены. Представители фауны у Дона Нигро – человеческие архетипы, и размышляют они, несмотря на повадки зверей, на вечные темы: в чем суть бытия, почему Бог создал меня именно таким. Даже самые простодушные из них в какой-то момент задаются вопросом: а для чего все это?!
Историй в пьесе одиннадцать. Жевнеров оставил семь – монологи утконоса, мыши и бабуина, диалоги леммингов, кошек, коров и индюшек. Они рассуждают о проблемах мира животных, но те имеют глобальный характер. Лемминги (по легенде эти животные склонны к суициду) – вылитые белые воротнички, бегущие без остановки неизвестно куда. Оказавшись в верхней световой ложе, «на краю пропасти», они лишь за секунду до падения осознают, что что-то пошло не так. Коровы же – тетки с котомками – беззаботно размышляют, куда их привезли и куда повезут дальше. И только одна начинает испытывать ощутимое беспокойство. Тем временем на экране за спиной трех товарок возникает фотография, на которой толпа беженцев загружается в автобус. И хотя, в отличие от коров, их везут не на бойню, чувство дискомфорта, возникшее у одной из женщин, транслируется в зрительный зал. «Истории» Дона Нигро приправлены грустной мудростью. Ярослав Жевнеров и отличная команда артистов, уловив авторскую интонацию и заложенный в скетчах-притчах юмор, показали в рамках лаборатории почти готовый спектакль.