И ты колеблешься не потому
Что ты противник зла, а потому что
Боишься сделать зло своей рукой.
В. Шекспир.
На малой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля «Макбет» режиссера Елизаветы Бондарь. Воодушевившись ее предыдущей постановкой, мне хотелось посмотреть на первую работу режиссера для театра Наций.
И первая мысль была: «Полцарства за то, чтобы почитать пьесу». Потому что режиссер Елизавета Бондарь и драматург Анна Лифиренко так тонко переработали версии переводов «Макбет» в оригинальный текст для Театра Наций, что хочется вникнуть до буковки. Чего стоит только финальное обращение к зрителям: «Да тварствует мудландии король!» И такого в пьесе, передающего настроение персонажей, очень много.
Сначала думаешь, что мы в «Сталкере» Стругацких и Тарковского — настолько эти декорации в стиле киберпанк с металлическими проводами и гигантским железным деревом были похожи на полигон свалки после апокалипсиса. Потом, когда стали появляться персонажи, понимаешь, что это палата, наполненная больными людьми, Чеховская палата номер шесть. Каждый здесь болен — это отражено в речи, движениях, мимике. И Макбет, пришедший с войны героем, постепенно тоже скатывается в речевую бессвязность существования.
По словам режиссера, она попыталась представить, что происходит в голове у Макбета. Как для него звучит весь этот чёртов мир после всего пережитого. Здесь все персонажи контужены уже до появления на сцене, а дальнейшие события только подталкивают к еще большей деградации личности, её распаду. И если поначалу мы видим в Макбете человечное отношение к жене и друзьям, то потом он превращается в
кровавое звероподобное животное, сжирающее все на своем пути.
Великолепна Мария Смольникова в роли леди Макбет — очень верные акценты речи, виртуозное владение образом. Мы видим, как блаженная жена полководца превращается в циничную расчетливую женщину с жесткой и грубой речью, четко управляющую мужем ради амбициозных целей. Очень интересна находка режиссера: леди Макбет ходит постоянно со старинным инструментом с двумя струнами, почти все сценическое время — метафора о музыканте, почти лишенном голоса и умения играть.
Это невеселый спектакль, как и было задумано Вильямом Шекспиром. Но если у автора пьесы кипят благородные страсти, здесь же стилистические гранж и киберпанк из правящей династии персонажей маргинального типа. Даже бывший король Дункан страдает расстройствами речи и одет скудно, а будущий правитель Малькольм полон пристрастия к запрещенным веществам.
Спектакль звучит очень интересно, т.к. композитор и перформансист Пётр Айду превратил все пространство в музыку: огромные листы стали, трубы, куски металла, дерева… В результате зритель услышит и грозу, и выстрелы, и подковы лошадей, звон колокола, а порой, благодаря четкому медитативному, хоть и резкому звучанию сцен, будет проваливаться в иллюзорное звуковое пространство. Музыкальная часть спектакля очень впечатляет, переносит зрителя в другой мир сквозь время. Елизавета Бондарь — выпускница РАТИ-ГИТИС (режиссура музыкального театра, мастерская Д. А. Бертмана) — строит выверенные по музыкальному равновесию спектакли.
Визуально постановка тоже впечатляет, свет используется со знанием дела, а сцена, в которой Макдуф прощается с женой, особенно космически красива и поэтична.
Но есть и спорные прямолинейные моменты, хотя, возможно, они привлекут своего зрителя: например, сцена мужеложства с подданным Макбета и интимных отношений с ведьмой (спасибо, что оба эпизода в одежде). Кстати, ведьма обладает характерным национальным колоритом, и речь её тоже интересна, полна упоминаний ретроградного меркурия, гаданий, вульгаризмов – пародия на множество предсказателей нашего времени.
Многие моменты спектакля решены очень реалистично: призраки приходят к Макбету в окровавленном виде, сам он тоже расхаживает с куском тубы, измазанном в крови. Этот реквизит — своеобразное продолжение мужского достоинства Макбета, которым он будет играть на листе жести, изображая упоение своей звериной силой и властью.
Роль генерала Макбета играет Дмитрий Гизбрехт, известный по работам в театре «Ленком Марка Захарова», это фантастическое вживание в своего персонажа. Хотя тут весь актерский состав хорош: Софья Евстигнеева, Арсений Тарасенко, Виталий Довгалюк, Александр Гришин, Артём Шевченко, Антон Косточкин, Сергей Волков, Михаил Попов и другие. Особенно хочу похвалить Арсения Тарасенко, который в свои 12 лет отлично смотрится на сцене со своими старшими коллегами по цеху.
Искушённый московский зритель уже оценил спектакль по достоинству, и на ближайшие показы в театре нет свободных мест. А значит, режиссер блестяще выполнила работу и смогла привлечь своего зрителя. Поздравляю Театр Наций с премьерой!