По традиции, летом «Театрал» подводит итоги минувшего сезона. Как и всегда, мы попросили экспертов отметить главные события, разочарования и тенденции. Сегодня – итоги обозревателя журнала Марины Шимадиной. Мнения других критиков ждите на сайте в ближайшие дни.
Марина Шимадина:
– Необыкновенно результативным этот сезон был у Театра наций, выпустившего целых восемь премьер самого разного калибра от костюмной «Аудиенции» Глеба Панфилова с Инной Чуриковой в роли королевы Елизаветы до детского хулиганского детектива «Осторожно, эльфы!» В качестве приглашенной иностранной звезды в этот раз выступал польский режиссер Гжегож Яжина, ученик Кристиана Люпы, поставивший очень сложный, непривычный по эстетике спектакль по пьесе Гамбровича «Ивонна, Принцесса Бургундская». Но самыми интересными, на мой взгляд, стали работы молодых российских режиссеров: концептуальное «Дыхание» Марата Гацалова, эстетский «Цирк» Максима Диденко и «Иванов» Тимофея Кулябина, который по своему обыкновению перенес драму Чехова в наши дни, чтобы лучше понять ее героев.
Интересным был сезон и в Театре Маяковского. Правда, все самые важные премьеры сосредоточились на экспериментальной сцене на Сретенке. Никита Кобелев выпустил здесь любопытный спектакль «Человек, который принял жену за шляпу» по книге нейропсихолога Оливера Сакса. А сам худрук Миндаугас Карбаускис чуть ли не впервые в жизни поставил современную пьесу – «Изгнание» Марюса Ивашкявичюса, открыв талант прежде не замеченного актера «Маяковки» Вячеслава Ковалева.
Театр Пушкина порадовал поклонников новым опусом Юрия Бутусова. «Барабаны в ночи» можно назвать практически идеальным, образцовым спектаклем экспрессивного питерского режиссера, венчающим его брехтовскую трилогию.
И, конечно, ярким событием стал фестиваль «Золотая маска», показавший в Москве такие громкие и важные спектакли, как «Три сестры» Тимофея Кулябина, «Гамлет» Льва Додина (на фото), «По ту сторону занавеса» Андрия Жолдака и «Гроза» Андрея Могучего, которая лично для меня стала самым сильным впечатлением последних лет. И хотя из конкурсного списка выпали некоторые важные, на мой взгляд, работы, а решение жюри, как обычно, не устраивает всех – важно, что «Маска» продолжается как фестиваль, дающий наиболее полную картину театрального процесса в стране.
А не хватает нового голоса – как в драматургии, так и в режиссуре. Постановки современных пьес можно сосчитать по пальцам, театры, еще недавно вроде бы увлекшиеся новой драмой, снова вернулись к проверенной временем классике. Режиссеры среднего поколения плотно заняли свою театральную нишу и примерно понятно, чего от них можно ждать. А вот какого-то нового имени или неожиданного явления в этом сезоне, пожалуй, не появилось.