Именитый режиссер Някрошюс с именитым актером Евгением Мироновым уже имеют за плечами совместный „Вишневый сад”. И вот сейчас — „Калигула”, над которым работали (а среди актеров — еще и такие, как Мария Миронова, Игорь Гордин, Евгений Ткачук, Алексей Девотченко) „с погружением” и полной монашеской изоляцией до Нового года в Литве, в плену у режиссера. И потом, прервавшись лишь 1 января, в Москве.
Декорации скупы — ни от чего не отвлекают. Забор, собачья будка да унылый серый шифер всюду. За него прячутся, за ним живут, из него сделан трон, он ломается, крошится, заменяется новым. В центре есть еще приземистая триумфальная арка, за которой то ли небытие, то ли некая „вечность”. Откуда и выходят герои пьесы.
Калигула, исчадие всего ужасного, в начале спектакля — лишь влюбленный романтик. Правда, романтика с примесью инцеста: возлюбленная Друзилла ему все ж таки была еще и сестрицей. Если вдуматься, обычное дело для Древнего Рима. Но Друзилла уже мертва, жизнь без любви теряет смысл, луну не достать, и император Кай, сложив за пазуху себе осколки зеркала (или льда?), начинает свои жестокие безумства. Упраздняет
Поэт Сципион порой приедается, страхи старого патриция кажутся не жуткими, у рогоносца Муция ненависти никакой,
Беда в том, что Кай теперь понимает: наказания для него не будет. По крайней мере богов можно не бояться — если их больше нет. И это, как ни парадоксально, — самая большая печаль его познания.
Кроме самого Калигулы — еще две роли здесь, безусловно, прекрасны. Раба Геликона (Гордин), добывающего луну — эту невозможную мечту своего хозяина. И давней любовницы Кая — Цезонии (неузнаваемая Миронова), которая потихоньку спивается.
Доводя свой страшный эксперимент до логического конца и ни разу не обманув зрителя глупой надеждой, герой Миронова убивает и Цезонию. Но эта сцена, задуманная, видимо, еще и как некий садистический акт любви совсем сорвавшегося с катушек Калигулы, мне вдруг напомнила сладкий клип Ника Кейва с Кайли Миноуг про дикие розы. Не скажу, что меня это сравнение радует, но отвязаться от него тоже не получается, увы.
Подавив в себе последнюю вспышку человечности, даже не взглянув на добытую ему луну (оказавшуюся мертвой Друзиллой), Калигула отправляется прямиком в вечность. Сквозь жуткую мясорубку из дребезжащих зеркальных осколков.
„Встань в свободную нишу и, закатив глаза, смотри, как проходят века, исчезая за углом ”
История и не такое, конечно, рассудит. Но какое калигулам дело до истории?