Московский Театр Наций — в ожидании премьеры. Спектакль-антиутопию «Саша, привет! » по роману Дмитрия Данилова — лауреата премий «Ясная Поляна» и «Большая книга» — поставил Марат Гацалов. Мир будущего на театральной сцене увидела Юлия Кундрюкова.
В этой антиутопии время действия — 2025 год. Страна, в которой живут преподаватели филфака МГУ Сергей и Светлана Фроловы, взяла новый внутриполитический курс, который называют «гуманизацией».
Сергей Фролов совершил преступление в сфере морали. Он изменил жене с двадцатилетней студенткой, по закону она считается несовершеннолетней. Его приговаривают к высшей мере наказания — смертной казни.
Преступников содержат не в тюрьмах, их помещают в некий «комбинат», похожий, скорее, на гостиницу, чем на место лишения свободы. Ежедневно заключенный должен проходить по узкому коридору, а в спину ему прицелен пулемёт, у которого даже есть имя — «Саша». Вот только, когда именно «Саша» выстрелит, не знает никто, это решает компьютерная программа.
Автор романа Дмитрий Данилов для этого спектакля написал на основе собственной книги пьесу. Говорит, что спектакль довольно сильно от нее отличается.
«Спектакль получился в большей степени историей про любовь. В книге эта тема гораздо меньше вообще звучит», — отметил драматург Дмитрий Данилов.
Роль супруги главного героя исполнила Наталия Вдовина. Она рассказывает, что работа над ролью стала для нее открытием, какой страшной и близкой к реальности оказалась утопия. А ее героиня — сильная женщина, которая, все же, не лишена недостатков.
«Она не такая жертва, она все равно выясняет отношения. Отношения, не смотря на то, что какая-то страшная ситуация происходит с ее мужем, все равно она выясняет отношения. Это тоже мне очень нравится, потому что это говорит о ее каком-то несовершенстве. Ну мы все такие», — заметила заслуженная артистка России Наталия Вдовина.
Игорь Гордин, сыгравший главную роль, прочел сначала роман Дмитрия Данилова. История так впечатлила, что в работу над спектаклем включился моментально. Говорит, довольно быстро прочувствовал положение героя, приговоренного к казни.
«Здесь получилось на самом деле два автора этого спектакля, даже три автора, ведь есть еще и режиссер. Но изначально это текст Дмитрия Данилова и музыка композитора Раннева. Поэтому это какое-то полифоническое такое действо получилось: не совсем такой драматический спектакль», — пояснил заслуженный артист России Игорь Гордин.
Песни композитора Владимира Раннева на стихи поэта и сценариста Константина Стешика исполнили а капелла артисты из ансамбля n’ gaged. И если вслушиваться в тексты, появляется еще одна художественная реальность. Философские рассуждения о жизни, смерти, свободе и власти. По мнению режиссера, социальная катастрофа антиутопии — это фон и в то же время следствие того кризиса отношений, через которые проходят главные герои.
«Как им жить дальше вообще, и можно ли? Возможно ли что-то? Невозможно же находиться постоянно в состоянии как бы страха, поэтому им нужно каким-то образом это всё трансформировать и найти какой-то ключ», — рассказал режиссер Марат Гацалов.
На сцене, в отличие от романа, главной стала история любви. Отличается и финал — в романе он открытый, в спектакле — вполне конкретный.