В городе Коломна (Московская область) завершился ХII фестиваль театров малых городов России, в котором со спектаклем «Подросток» принял участие Прокопьевский театр драмы
Забегая вперед, скажу: призерами наши не стали. Но это ничего не значит – оценки, которые члены жюри «выставили» нашему спектаклю, были столь лестны и поучительны, что уже одного профессионального разбора было довольно, чтобы понять: нашему «Подростку» суждена счастливая сценическая судьба.
Впрочем, обо всем по порядку.
Напомню, что спектакль создавался как проект: известный российский драматург Вячеслав Дурненков специально приезжал в Прокопьевск, чтобы на основе многочисленных интервью с местными подростками написать пьесу о молодежи города. В результате появился спектакль про мальчика Сашу (Андрей Жилин), он сбегает из летнего лагеря, потому что узнает, что в город приехал его отец (Александр Огнев), с которым Сашина мать (Анна Соколова) давно в разводе. Подросток мечется по городу в сомнениях: стоит ли встречаться с отцом? Мать и ее мужчина (Сергей Жуйков) мечутся в это время в поисках пропавшего сына. А он встречается с приятелями, встревает в разные передряги (вроде драки с гопниками или общения с бывшей любовницей отца), чтобы в конце концов увидеться с ним на пару минут в аэропорту.
Надо сказать, что на премьерном показе в Прокопьевске этот спектакль (постановка Веры Поповой, художник Леша Лобанов) показался мне несколько рыхловатым. Документальные монологи, вроде и точно схваченные, и остроумно обыгранные, все же как-то вздорили с сюжетной линией, порой затягивая действие в нечто монотонное, нудноватое. Не то было на фестивале. Режиссер слегка подсократила сюжет, а видеовставки (временами спектакль идет на экране) благодаря качественной аппаратуре принимающей сцены получились особенно выразительными, яркими. Да и актеры постарались.
Минус, пожалуй, был только один: чужая сцена всегда добавляет волнения. Тем более такая, как была на этом фестивале – конференц-зал Конькобежного центра «Коломна». (В скобках заметим, что театров в этом старинном русском городе нет вообще, поэтому все спектакли шли на приспособленных площадках – в двух коломенских Дворцах культуры. И только наш – в спортцентре.)
театр
Задействовать в постановке выигрышные уголки родного зала в Коломне,
к сожалению, не удалось. Фото из архива театра.
Да, была прекрасная акустика. Да, комфортные для зрителей места. Но… По замыслу режиссера, актеры в «Подростке» работают во всем театральном пространстве (взбираются на балконы и ложи, выбегают в проходы зрительного зала и даже… танцуют на спинках сидений первых рядов). Здесь по понятным причинам (лож нет, прыгать по сиденьям было запрещено) эффект получился несколько смазанным. Видимо, чтобы как-то преодолеть эту смазанность, молодые актеры начали «плюсовать». И вот это-то (единственное!) и было поставлено нашим в вину.
А вообще оценки членов жюри звучали так.
Андрей Пронин (Санкт-Петербург):
«Если бы не эти тюзовские интонации, что временами появлялись у актеров, спектакль Прокопьевска можно было бы назвать событием. Замечательный Владимир Марченко в роли Инспектора, совершенно отличный Андрей Щербаков, мама и ее мужчина схвачены точно… Очень впечатляет структура спектакля, а как переходы между сценами сделаны – это просто обрыдаться от счастья можно! По-моему, «Подросток» – шаг вперед даже по сравнению с золотомасочными «Экспонатами». Завидую вашему зрителю: в вашем городе есть по-настоящему столичный, крутой спектакль».
Алла Шендерова (Москва):
«Очень понравился спектакль! Несмотря на его документальную точность (интонации многих артистов прямо как с диктофона сняты – и это тоже большой плюс), здесь много воздуха, много подтекста. По-настоящему художественное произведение».
Наталья Каминская (Москва):
«Ловчайшим образом выстроена драматургия, здесь вообще все просчитано до миллиметра. И хотя понимаешь, что актеры играют «не себя», но это настолько честное притворство, что вызывает огромное уважение и профессионализм, и обаяние артистов».
А председатель жюри, народный артист России ректор театрального института им. Щукина Евгений Князев заметил после показа, что ему хотелось бы посмотреть этот спектакль в интерьерах родной сцены, в театре. Что ж, не каждое зрелище (тем более у такого насмотренного зрителя!) вызывает желание его пересматривать.
Впечатлило экспертов и то обстоятельство, что в Прокопьевске у «Подростка» будет продолжение: в этом сезоне планируется написать пьесу про жизнь среднего поколения прокопчан (30-40-летних), а в дальнейшем – пьесу про жизнь ветеранов. Таким образом, на сцене Прокопьевска явится театральный художественно-документальный триптих.
Кстати, пьесу про средний возраст по всей вероятности будет писать Ярослава Пулинович, молодой, но уже известный драматург из Екатеринбурга. Она тоже присутствовала на фестивале.
Кто победитель?
Гран-при фестиваля и соответственно возможность показать его на сцене столичного Театра наций получили спектакли «Ромео и Джульетта» (крупная форма) и «Двое бедных румын, говорящих по-польски» (малая форма). Первый поставлен режиссером Искандером Сакаевым на сцене Альметьевского татарского
театра (и идет он на татарском языке). Второй – произведение знаменитого Евгения Марчелли, поставлен на сцене «Тильзит-театра» из города Советска.
Лучшая мужская роль на этот раз у Александра Карпова (спектакль «Морфий» по Михаилу Булгакову, театр «Наш дом», город Химки). Лучшая женская роль – Алина Костюк (спектакль «Post scriptum» из театра «Грань», Новокуйбышевск). Особый приз «Надежда» получил спектакль «Чудная жизнь» по рассказам Василия Шукшина, представленный театром из маленького поселка Мотыгино (Красноярский край).
Фестиваль в цифрах и фактах
Фестиваль театров малых городов России существует с 1994 года, инициатором его стал театр из города Лысьва (Пермский край). С тех пор (с перерывом) он проходит ежегодно на разных площадках (Москва, Балаково, Пятигорск). Кураторство этого фестиваля взял на себя Московский государственный театр наций.
Художественный руководитель Театра наций народный артист России Евгений Миронов, открывая нынешний фестиваль, сказал: «Какое счастье, что он снова состоялся!» А председатель жюри Евгений Князев предложил перейти в будущем на систему, принятую «Евровидением»: чтобы каждый следующий фестиваль проходил в городе-победителе. Оргкомитет вздрогнул: ведь среди участников нынешнего были театры из всех уголков России – от Комсомольска-на-Амуре до Советска Калининградской области. Проблематично (и недешево) будет собрать участников где-нибудь на краю страны!
В этом году на фестивале было представлено 16 спектаклей, от вполне себе крупного города Магнитогорска до крошечного (6 тысяч жителей) поселка Мотыгино.
Среди «старожилов» фестиваля – Лысьва (девять раз), Кудымкар (семь), Глазов (пять). Прокопьевский театр драмы участвует в фестивале в восьмой раз.
К слову сказать, самым неудачным спектаклем в этом году было признано «Горе от ума» авторитетной Лысьвы. Неофициально, конечно. Но критиковали спектакль жестко, я бы даже сказала, безжалостно. А в прошлом году такой же разносной критике подвергся спектакль «Тильзит-театра» – нынешнего победителя. Я это к чему? К тому, что оценки жюри звучат тут без всякой ссылки на авторитеты и былые заслуги – всегда по искреннему, точному, гамбургскому счету.
И еще к тому, что из года в год попадать в число участников этого конкурса не только сложно, но и весьма почетно.