Актёры Театра наций в шутку замечают, что в характере художественного руководителя есть что-то от Калигулы. Но вне театра Миронов скорее напоминает другого своего героя — искреннего князя Мышкина.
Московский Театр наций — явление исключительное не только в России, но и во всём мире. Театр привёз три совершенно непохожие работы: «Киллер Джо», «Figaro. События одного дня» и «Калигула». Накануне «Фигаро» художественный руководитель театра — один из наиболее востребованных актёров театра и кино Евгений Миронов — рассказал об уникальности Театра наций и поделился раздумьями о настоящем российского театра.
Кастинг в репертуар
У Театра наций — совершенно уникальная структура, которой нет больше нигде в мире. У нас принципиально нет своей постоянной труппы — как в системе западных театров, где на каждую постановку артисты проходят кастинг. Когда артисты приглашённые, а режиссёры приходящие, нет никакого навязывания. Мы приглашаем лучших режиссёров — Херманиса, Могучего, Серебренникова, Някрошюса, а они могут приглашать тех артистов, с которыми им хочется работать. Но на западе актёры играют полгода и разлетаются. А наши спектакли идут годами, как в репертуарном театре.
Два последних романтика
И Фигаро, и Калигула — в каком-то смысле герои нашего времени. Первого мне всегда хотелось сыграть, потому что мне нравился этот трагический монолог одинокого человека. А Калигула... Когда мы выпустили спектакль, все ждали в нём какой-то политической подоплёки. Но так можно думать только совершенно не зная режиссёра Някрошюса, которому «до фени» сегодняшние политические аллюзии. Калигула и Фигаро — два последних романтика. Да, Калигула — поэтический герой. Ему не свойственна никакая диктатура, но он решает пойти по этому пути, потому что считает, что жизнь устроена несправедливо.
А режиссёра Кирилла Серебренникова, который поставил спектакль «Фигаро», всегда волнуют какие-то социальные вопросы. Сюжет перенесён в наши дни, и «Фигаро» становится площадкой для разговора о том, как мы живём сейчас, о расслоении в обществе... Впрочем, всё это не заслоняет главную тему — тему любви. Серебренников — провокатор. Он очень образованный человек с хорошей природной интуицией. Он думает о том, чтобы зрителю было интересно на самом деле, чтобы зритель не спал, а узнал себя — в классике или современной пьесе. Сделать это очень трудно. В театр ведь в основном ходят женщины — они легковерны, их просто провести! А вот мужиков, которых эти женщины затаскивают в театр силой, оторвав от пива, бизнеса или телевизора, провести трудно. Они заснут, если не соотнесут себя с героем на сцене...
Спектакль «Калигула» — вторая (после «Вишнёвого сада») совместная работа легендарного режиссёра Эймунтаса Някрошюса и Евгения Миронова. Фото с сайта teatral-online.ru
Театр без счётов
— Сколько я занимаюсь театром, чиновники всегда хотят, чтобы он зарабатывал — так же, как это делает шоу-бизнес. Им очень сложно объяснить, почему театр не может быть в сфере обслуживания, почему его нельзя «посчитать». Я не могу знать, скольким из пришедших людей он действительно нужен — как художественный руководитель я должен думать о том, чтобы спектакли переворачивали сознание в человеке, который по привычке пришёл с попкорном, поржать...
Гоголь сказал, что театр — это кафедра, и нам никуда от этого не деться. В России это больше чем развлечение — он для души, уж простите за такую прямоту. Такое не может быть поставлено на поток. А законы бизнеса, которые пытаются «подвести» под театр — от темноты.
Что мы видим сейчас? Наши театры давно перестали приглашать на серьёзные международные фестивали. Я не помню, когда, кроме разве что времён «холодной войны», к нам было такое отношение, как сейчас. Мне хочется, чтобы мы интегрировались в мировое театральное сообщество на высоком уровне. К этому сейчас есть шаги — в том числе это международные совместные проекты Театра наций. Мы должны попасть в это культурное пространство — и показать, что умеем что-то своё.