«Ты посадил меня в тюрьму, точнее, сделал меня послушным и верным и, пользуясь этим, подвел меня под суд…» На серой железобетонной стене бегущей строкой высвечиваются строки писем. У них разные авторы, но один и тот же адресат — это письма к наркотику, которые написаны пациентами реабилитационного центра. В основе спектакля — шесть монологов, превратившихся в пьесу о зависимости, которую не всем удается преодолеть.
«Я буду безумно по тебе скучать. Я буду всегда помнить тебя…» Письма к тому, с кем ты хочешь расстаться, входят в реабилитационный курс — это одна из психологических практик, позволяющих освободить свое внутреннее пространство. Письма идут одно за другим, это своеобразный пролог к пьесе, ввод в тему, подсказка для зрителя, который, возможно, еще не прочитал программку к спектаклю и не знает, что ему предстоит увидеть.
Стену из серого бетона выстроила художник спектакля Катя Джагарова — это символ преграды, которая отделяет людей, для которых героин много лет был смыслом жизни, от всех остальных. Стены между зрительным залом и сценой нет — нет ни занавеса, ни какой-либо другой преграды. Сцена небольшая, и действие идет очень близко к зрителям. Время от времени кто-то из героев спектакля делает несколько шагов в сторону зрительного зала и сливается с ним. И это тоже символично, потому что из семи исполнителей шесть не актеры, а реальные люди, рассказывающие свою собственную историю. Это те, кому удалось вырваться, преодолеть бетонную стену и вернуться в нормальную жизнь.
Навсегда ли? Спектакль не дает ответа. Название «Бросить легко» заканчивается точкой, но вместо нее следовало бы поставить вопросительный знак. В монологах действующих лиц этот вопрос все время возникает в воспоминания о тех, кто прошел реабилитацию, но сорвался, и в перечислении наиболее распространенных причин срыва, среди которых главная, оказывается, — любовь.
В спектакле нет ответа, но есть надежда. Пьеса написана драматургом Мариной Крапивиной на основе интервью с пациентами Центра здоровой молодежи, который занимается социализацией людей, прошедших реабилитацию от алкогольной и наркотической зависимости. То есть помогает им заполнить пустоту, которая возникает, когда расстаешься с чем-то, долгое время бывшим самым главным для тебя. Из интервью выросли монологи — каждый исполнитель произносит свой собственный текст, обращаясь к залу. Нужно отдать должное драматургу — тексты сухие, строгие, всего лишь цепочка эпизодов, но каждый настолько выразителен, что нельзя не представить себе происходящее. Чего стоит хотя бы фрагмент истории одного из героев, появившегося на юбилее матери под кайфом и со шприцем, который выпал ей под ноги.
«Бросить легко» вызывает ощущения сильные и, как ни парадоксально, светлые, потому что перед тобой те, кто стоял на пороге смерти, но сумел спастись. Кроме того, это ведь очень молодые люди, самому старшему, кажется, 28, у них хорошие лица, и хочется верить, что все у них будет хорошо.
Хотя на премьерном спектакле одна зрительница плакала, закрыв лицо руками после того, как действие уже закончилось.