Собственно говоря, французский театр известен во всем мире, прежде всего, как театр слова, театр красивого звучащего текста. Кстати, в рамках Года Франции в России ожидается торжественный проезд по нашим городам „Комеди Франсэз”, главного бастиона благородного „литературоцентричного” театра. Фестиваль „Другой театр”, тоже проходящий в рамках французского Года культуры, является своеобразным ответом гастролям „Дома Мольера”, ну или полемическим предисловием.
Сказанное не означает, что в фестивальных спектаклях не будет текста. В „Проекте RW” театральной группы „Катр Эль” текста очень даже много, ведь он поставлен по рассказу знаменитого писателя Роберта Вальзера — именно его инициалы использованы в названии. Но сценические средства, которыми рассказана история, от литературы далеки: это — музыка, видеопроекция, анимация и акробатика. Герой Вальзера все время существует на грани реального и воображаемого миров, так что его полеты на воздушной трапеции, во время которых подвижная фигура актера причудливо соединяется с веселой и изобретательной мультипликацией, вполне соответствуют духу произведения. Создатели „Проекта RW” (спектакль поставил Микаэль Дюсотуа) признаются, что очень многое в постановке родилось из актерских импровизаций во время репетиций.
У Мартина Циммерманна (кстати, он
Театр „Тюрак”, который завершит программу фестиваля, уже приезжал в Россию, он в этом сообществе самый известный коллектив. „Тюрак” работает с куклами, хотя назвать его просто кукольным театром было бы ошибкой. Мишель Лобю, создатель этого коллектива, любит работать с отслужившими свой срок вещами, которые в спектаклях „Тюрака” (а существует он уже четверть века) словно преображаются и начинают новую жизнь. „Дело не в рассказе о событии или истории, а в открытии мира, таящегося в предметах”, — объясняет господин Лобю.
Так что режиссер не лукавит, когда говорит, что его спектакли непредсказуемы для него самого. Новая работа, которая приезжает на фестиваль, так и называется — „А мы и не знали
”, ее жанр определен как „опера-триллер, детективный фарс для предметов со скрипом”. Предлагаемые обстоятельства таковы: на маленьком острове случились четыре убийства. И теперь куклы, актеры и музыканты вместе со зрителями должны провести расследование этих преступлений. Конечно, в процессе расследования ситуация еще больше запутывается: подозреваемые оказываются невиновными, свидетельские показания — ложными, очевидцы — соучастниками убийств
Конечно, и в этом спектакле важны не сами события, а приключения предметов, превращения пространства, игра театральных фактур, словом,
Центр им. В. Мейерхольда,