Став важным событием светской жизни Москвы, премьера "Калигулы" Някрошюса в меньшей степени оказалась событием жизни театральной. Пока в тягучем и невнятном спектакле выделяется только Евгений Миронов, играющий историю про упоенного властью, циничного и равнодушного к людям правителя. В театр ходила Дина Годер.
31 января и 1 февраля театр Наций сыграл "Калигулу", пожалуй, самую ожидаемую премьеру сезона. Во-первых, потому что ставил ее литовский гений Эймунтас Някрошюс. А во-вторых, потому что заглавную роль тут сыграл Евгений Миронов, который, став руководителем театра, выбирает только самые-самые роли и приглашает лучших постановщиков Европы специально под себя. За прошлую роль, вернее, букет ролей, в спектакле "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса Миронов получил "Золотую маску". И вот теперь Някрошюс.
То, что событие экстраординарное, было ясно сразу по публике, среди которой даже на второй премьерный день было какое-то нереальное количество знаменитостей. Причем не только московских актеров и режиссеров, но и заезжих звезд, вроде невесть откуда взявшегося в Москве Анатолия Васильева и одного из лучших европейских режиссеров немца Томаса Остермайера. Да и вовсе нетеатральных людей, как Алла Пугачева с Максимом Галкиным. Понятно, конечно, что пиар-служба у Театра Наций отлично работает, и Миронов, безусловно, звезда, но также понятно, что наконец-то широко разошлось понимание, что есть великий Някрошюс, и если он ставит в Москве, то на это человеку, не чуждому прекрасного, следует идти.
И ровно в то время, когда эта новость овладела светским миром, стало казаться, что хорошо знакомый за последние годы метод Някрошюса – устал. Он, безусловно, узнаваем, все так же по сцене носится куча народу, нося какие-то предметы (на этот раз плиты серого рифленого шифера), озабоченно, но непонятно хлопоча и проделывая какие-то непонятные телодвижения и жесты. Бегает, как всегда у него, взад-вперед босоногая девушка (тут это умершая Друзилла) – верещит, хохочет, падает, манит. Но все это как-то потеряло энергию, перестало складываться во внятную картину. Это какой-то фальшивый Някрошюс, в том смысле, что это определенно он, но не радует.
Спектакль, как всегда у Някрошюса, идет долго, четыре часа, и кажется, в первый раз спектакль этого режиссера смотрится тягостно. Тут есть и несколько очень хороших актеров: верный Геликон с шизоидной улыбкой, которого играет Игорь Гордин; язвительный заговорщик Керея – Алексей Девотченко; доверчивый и искренний поэт Сципион – Евгений Ткачук. Но все это не меняет общей какой-то невнятности и вялости спектакля. Даже Мария Миронова в роли преданной тирану Цезонии, играя с огромным напряжением сил, кажется такой же невнятной, как и все вокруг.
И пока единственное, что в этом спектакле ясно и действительно сильно, – это история самого Калигулы в исполнении Миронова. Миронов играет историю про власть, в которой смысл и цель жизни Калигулы, про упоение властью, про то, как сладко все время пробовать на прочность ее границы и понимать, что для тебя она безгранична. Калигула говорит о том, что ему нужны только деньги, и что на пути к деньгам люди его не интересуют, и зрители со смешком понимания отзываются на эти слова. Миронов играет умника и циника, поэтическую натуру, для которого люди – ничего не стоящее средство, жалкий и униженный материал, годный только для глумления. И это очень современная, очень понятная история.