касса +7 (495) 629 37 39
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
В связи с профилактическими работами продажи будут приостановлены с 20:00 до 24:00
Назад
Рассказывает Павел Сигалов

В последний день фестиваля современного искусства „Территория” на сцене Зала имени Чайковского встретятся большинство членов оргкомитета фестиваля и его участники: дирижировать будет Теодор Курентзис, режиссировать — Кирилл Серебренников, одним из чтецов станет Евгений Миронов, а в массовых сценах будут заняты будущие актеры, студенты театральных вузов из шести городов России, для которых завершающаяся „Территория” была фестивалем-школой. Массовых сцен будет много — Кирилл Серебренников напридумывал всякого интересного, включая цирковые трюки. Поэтому вечер получил название хоть и родственное названию исполняемого произведения, но все-таки отдельное, специальное.

В этот вечер в России будет впервые исполнена „Мистерия о конце времени” великого немецкого композитора прошлого века Карла Орфа. У нас он известен прежде всего сценической кантатой „Кармина Бурана”, которую используют даже в рекламных роликах. В отличие от многих своих современников, Орф не обращался к различным жанрам, а в основном ограничился одним — вокально-театральным, сочетающим элементы драмы, пения, декламации, хореографии, пантомимы и звучание своеобразного, оригинально составленного с преобладанием ударных инструментов оркестра. Конечно, исполнить такое произведение было логично именно в рамках „Территории”, фестиваля, каждый из вечеров которого по-разному демонстрирует синтез современных искусств.

Произведения Орфа часто являлись переработками классических пьес, исторических хроник или сюжетов народных сказок. А в конце жизни композитор обратился к духовным произведениям и мистериям. Ночное бдение о Страшном суде „Мистерия о конце времени” написано в 1972 году и является последней знаменитой работой композитора. В ней Орф по-своему продолжает традиционные для прошлого века поиски „мирового театра” — некоего наднационального и универсального типа сценического действа, основные черты которого — мистериальная структура и многоязычие.

В пасхальной мистерии он использовал баварский диалект, французский язык, латынь и греческий, в „Мистерии о конце времени” — греческий, латынь и немецкий. Помимо Евгения Миронова тексты на этих языках исполнят актриса Елена Морозова, певицы Татьяна Куинджи, Марина Поплавская, Наталья Загоринская и другие. К оркестру под управлением Курентзиса подключатся знаменитый ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и ансамбль „Мастера хорового пения” под руководством Людмилы Ермаковой и Льва Конторовича, а также авангардный коллектив “Liquid Theatre”. Видеопартитуру вечера придумывает Кирилл Преображенский.

В общем, такого многолюдья, многоголосья и смешения всего на свете не видывал даже много повидавший на своем веку Зал имени Чайковского. Еще один человек, который будет незримо присутствовать на „Мистерионе”, — Всеволод Мейерхольд. Во-первых, он тоже в свое время грезил о мистериальном, наднациональном театре. Во-вторых, именно в здании нынешнего Зала Чайковского должен был располагаться его театр — и сегодня создатели „Мистериона”, перекрыв партер и, как и мечтал Мейерхольд, вынеся сцену в зрительный зал, кланяются его властной тени.