В Театре Наций молодые актеры сыграли "Шведскую спичку" по рассказам А. П. Чехова
Вот ведь как получается, никогда не знаешь, где теперь можно удовольствие получить. Идешь на какой-нибудь широко разрекламированный спектакль, о котором тебе со всех сторон кричат-внушают, что это - событие, и уходишь, с трудом избавляясь от разочарования и тоски. А забредешь, едва ли не случайно, на такую вот "Шведскую спичку" и радости не оберешься. Никто тебе заранее ничего не обещал, не заманивал. Шума предпремьерного никакого, рекламы тоже. Известных звездных имен в афише нет, режиссер Никита Гриншпун никому не ведом, говорят, еще учится, курс заканчивает. В зале полно друзей-товарищей-соучеников и три с половиной критика. Разве так теперь премьеры организовывать надо? А все же скромность этому спектаклю к лицу, она в каком-то смысле красит его и выделяет на общем фоне тяготения к глянцу, эпатажу и немедленному успеху. Сидишь какой-то там час с лишним и по полной программе удовольствие получаешь, подлинное, без преувеличений. Без скидок на молодость, студенческий задор и все такое прочее, что теперь во многих местах найти можно. В этих ребятах, выпускниках мастерской Олега Кудряшова в РАТИ, есть что-то еще, кроме скоропортящегося юного азарта. В них содержательность видна, способность к кропотливой, несуетной работе, ну и, конечно, талант едва ли не в каждом. Смотришь и думаешь: ох ты, что еще он, оказывается, может, и то, и се, и многое другое. Это ли не радость? Предыдущий спектакль кудряшовского курса - "Снегири" - тоже в Театре Наций представляли, и тоже он радовал. В нем драматизма было много, а в "Спичке" - масса смешного. В подзаголовке так и написано: фарс-детектив. Кто Чехова помнит, там расследуется убийство некоего отставного корнета Кляузова (Павел Акимкин). То есть все вокруг кричат: убийство, убийство, а трупа-то нет, исчез труп. Следователь Чубиков (Евгений Ткачук) с помощником своим Дюковским (Роман Шаляпин) идут по следу, то того арестуют, то этого, а в конце выясняется, что жив исчезнувший покойник. Бабой, хорошенькой женой станового (Юлия Пересильд) похищен и в бане на полочке спрятан. Этот нехитрый сюжет и разыгран, изобретательно, стильно и очень музыкально. Здесь не просто много музыки - актеры с блеском играют на разных инструментах и время от времени принимаются петь, с не меньшим блеском. Речь об общем тоне, о ритмах, о точном понимании авторского (чеховского) слова. А это значит, пришла пора сказать о режиссере. Его имя - Никита Гриншпун - стоит запомнить, он многое нам здесь наобещал. Фантазии море, на два спектакля хватит (остроумно, по делу придуманные кунштюки перечислять - места не хватит), но еще и чувство меры есть, и важное для профессии ощущение целого, и способность будить фантазию в актерах. Актеры, все как один, играют ярко, отчетливо, заразительно. Евгений Ткачук, так сильно и драматично заявивший о себе в "Снегирях", оказывается, и комедию способен представить, и трогательным в ней быть. И Павел Акимкин (сразу несколько ролей) высший класс мгновенной трансформации показывает. Им бы, ребятам этим, если правильно, по-хозяйски к делу подходить, надо бы и дальше вместе работать. Дать какое-то помещение, денег сколько-то, может, театр новый, живой образуется, как когда-то "фоменки" или "женовачи". Да только кто ж им даст? Мечты одни. Вот, Театр Наций разглядел, не упустил. Спасибо ему. Новые известия, 1 октября 2007 года