Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Это новая работа лауреата премии «Золотая маска» режиссёра Евгения Марчелли.
Фома Фомич мог бы стать героем комедии или даже водевиля с музыкой, песнями, интригой и танцами, но становится, сам того не осознавая, фигурой философского повествования.

Спектаклем «Страсти по Фоме» (18+) открылся фестиваль «Золотая маска» в Омске.

Смешной и где-то нелепый человек, который говорит правильные вещи об истинных героях, о просвещении, нравственности, но делает это так формально, с таким себялюбием и презрением к другим, что вера обращается в ханжество, добрые намерения — в нестерпимое зло для окружающих. Он превращает в ад жизнь семьи, которая его приютила. В исполнении Авангарда Леонтьева Фома Фомич Опискин больше похож на большого избалованного ребёнка, но режиссёр Евгений Марчелли так выстраивает сюжет, что уже к концу первого действия зритель начинает Фому Фомича люто ненавидеть.

Он наказывает ни в чём не повинных слуг, обижает добродушного соседа-помещика и оскорбляет молодую девушку, которая любит хозяина этого дома — полковника Егора Ростанева.
Его хочется, как минимум, выгнать из этого дома, максимум — выгнать, но предварительно хорошо поколотить. Собственно, примерно по такой линии и разворачивается сюжет. Ростанев (Владимир Майзингер) проходит всю гамму чувств: от искреннего восхищения своим бедным гостем до ненависти к нему.

Но будет ли счастливыми финалом избавление от Фомы Фомича? В комедии это было бы несомненно так. Злой персонаж изгнан, добрые женятся, но Достоевский всегда доходит до основания, до корней, до сердцевины.
Виновен ли в несчастьях Ростанева кто-то другой? Может быть, причина в нём самом? Что на самом деле заставляет его терпеть и мучиться: слабый характер, излишняя доброта или добродетель и смирение? И как можно победить зло: методом «око за око» или другим — если ударили по правой, подставь левую щёку?

Эти большие важные вопросы как раз и предстоит решить жителям села Степанчикова и его обитателям. Так назвал свою повесть Достоевский, подчёркивая житейскую линию этой истории. Марчелли выносит в заглавие её библейскую основу — «Страсти по Фоме» (Страсти Христовы). Смешение незатейливых бытовых вещей и вечных вопросов — одна из особенностей всех повестей, романов Достоевского, ведь сами эти важные глобальные темы не живут где-то отдельно в заоблачной вышине, столкнуться с ними и сделать свой выбор предстоит каждому человеку, даже тому, кто сам себе кажется незаметным и заурядным.

И нельзя не сказать пару слов о творческой манере Евгения Марчелли. Он сразу обозначает отношения со зрителем: легко, просто и понятно не будет, будет неожиданно и смело, где-то даже на самой грани черты, когда высокое искусство переходит во что-то совсем иное, но эту невидимую границу Марчелли ещё ни разу не пересёк.

В спектакле «Страсти по Фоме» в историческое повествование он вплетает современность. Один из героев выходит на сцену в современной одежде, как будто приехал погостить в прошлое из далёкого будущего. Что это: взгляд со стороны или способ показать, что времена не проходят бесследно? У каждого режиссёрского решения множество вариантов прочтения. Огромная картина-пейзаж за спиной героев вдруг становится мультимедийным экраном, а обрамление сцены похоже и на стену острога, и на огромный орган. Марчелли и раньше не искал лёгких решений, и не делает этого теперь.

Все его герои — яркие личности. Здесь нет фоновых персонажей. В доме три слуги, и спутать одного с другим просто невозможно. У каждого своя история, свои тараканы в голове, свои представления о ценностях этого мира, свои нешуточные страсти. Все персонажи, кроме одного — племянника Ростанева, того самого, который словно приехал из будущего, и комичны, и трагичны, и гротескно преувеличены, и тонко психологичны. Ведь и в самой повести «Село Степанчиково и его обитатели» есть, как выяснили исследователи, и пародирование мотивов и стиля Гоголя, и непременный психологизм Достоевского.

Жанр спектакля мы бы обозначили так: библейская история, рассказанная на основе сюжета из сельской жизни невероятными режиссёрскими средствами.

Авангард Леонтьев, народный артист России, о спектакле:

— Мне интересно в «Селе Степанчиково…» то, что это комедия, что Достоевскому вслед за Гоголем захотелось высмеять те мотивы и модели поведения, которые писатель считал достойными осмеяния. Чувство юмора у Достоевского было. Удивительно, что человек, прошедший каторгу, сохранил его. Мне кажется, что режиссёру нашего спектакля Евгению Марчелли хотелось сохранить смешное, потому что есть такой штамп, что «Село Степанчиково…» и Фома Опискин — это что-то мрачное, тяжёлое, давайте не пойдём на спектакль. А на самом деле все в этом спектакле, кроме племянника Сергея Александровича, которого играет Олег Отс, очень смешные.