В прошлом году Андрей Жолдак поставил в Театре наций „Федру” с Марией Мироновой. Для краткости скажем так: был успех. Теперь там же Жолдак выпустил „Кармен” — с той же Марией Мироновой, но на сей раз под ее продюсерским началом и для проката непременно на большой сцене. Премьеру играли в огромном Театре им. Моссовета.
У спектакля есть второе название: „Исход”. Речь о библейском исходе, когда евреям был спущен свод законов: Мироновой хотелось не столько сыграть роковую красавицу, сколько пофилософствовать. Ей удалось и то и другое. Жолдак тоже выложился полностью, постановка выглядит этакой антологией современного театра. Но ближе к финалу в зале начался натуральный исход. Стоит ли объяснять почему или не морочить голову? Понятно же: если публика бежала с премьеры — кто пойдет на такой спектакль?
Действительно, в потоке театрального ширпотреба, которым завален город, „Кармен” выглядит вещью диковинной и непрактичной. Есть масса спектаклей, куда можно выгуливать полезных знакомых и родню. Есть несколько таких, которые стоит показать самым близким. „Кармен” — другое. Это надвигающийся танк, под который нужно ложиться в одиночку. В принципе, всегда остается шанс сбежать из окопа (там достаточно эпизодов, когда на беглеца никто со сцены не посмотрит с укоризной: добрую половину спектакля актеры глядят в зал не со сцены, а с экрана). Но если выдержишь — ухватишь пару моментов, от которых реально захватывает дух.
Увесистую долю сценического времени Жолдак пожертвовал времени экранному. Двумя экранами служат распятые по бокам сцены картонные коробки, третьим — занавес с пером. Это диковинное перо (его, как и все декорации, придумал художник Юрий Купер) слегка мерцает, когда по нему бежит изображение. Изображение — то долгие планы раскачиваемой ветром рощи, то Мария Миронова, заснятая оператором Сокурова Алексеем Федоровым: вот она надкусывает яблоко, вот игриво натирает платком пистолет. Влюбленная камера запоминает, как блестят ее глаза и матово отсвечивает пистолет, параллельно звучит монолог актрисы — рассуждение об ограничивающем свободу правиле и о дающем свободу праве. Первое действие представляет развернутый комментарий к „Исходу”: Кармен выполняла все заветы, жила по правилу, дожила до старости и теперь коротает век с пожилым Хосе. Но осталась все той же безудержной Кармен, которой палец в рот не клади: своих близких бабуля натурально кусает за пальцы. Второе действие — о Кармен, давшей себе волю.
На сцене Миронову окружают красивые молодые люди, Кармен показывает им свои великолепные ноги, молодые люди не отводят от них восхищенных взглядов. Среди подруг на панели Карменопять-таки — что королева среди подданных. Но истинной Кармен выглядит даже не она, а режиссер Жолдак: уж кто действительно дал себе волю, так это он. Жолдак не церемонится с Мироновой — она проводит целые сцены, запертая в картонную коробку, покуда оператор снимает ее через щель. Он не жалеет Елену Кореневу, после большого перерыва вернувшуюся на сцену, — и заставляет великолепную актрису читать лекцию про волков. Он гордится тем, что видит сны, и эксплуатирует их в хвост и в гриву. Он напридумывал массу сцен-сновидений — и даже натуралистическая воровская сходка выглядит как страшный сон. Оперные партии Жолдак монтирует внахлест с киберпанком, лекцию — с рок-н -роллом, вульгарное — с эстетским. В живой спектакль врезаются то видеозапись репетиции, то классическая „латерна магика” (реальная тетка протискивается с кастрюлей в дверь, на экране мы видим тетку, выбравшуюся на балкон). То вдруг начинают показывать многозначительные безмолвные планы из классики итальянского неореализма, то современную городскую съемку: по дороге мчится машина, из нее выглядывает Кармен и кричит во всю мочь, как ей нравится Москва.
Фантазия Жолдака захлестывает. Он испытывает на предел возможностей и сцену, и экран. За видимой легкостью и небрежностью „Кармен” скрывается непосильная для нашего архаического театра сложность. Технические службы Театра наций, допустим, со своим делом справились. Другое дело публика. Публика вкакой-то момент попросту зависает — как старый лэптоп, на который по недоразумению установили навороченную „Висту”.
У спектакля есть второе название: „Исход”. Речь о библейском исходе, когда евреям был спущен свод законов: Мироновой хотелось не столько сыграть роковую красавицу, сколько пофилософствовать. Ей удалось и то и другое. Жолдак тоже выложился полностью, постановка выглядит этакой антологией современного театра. Но ближе к финалу в зале начался натуральный исход. Стоит ли объяснять почему или не морочить голову? Понятно же: если публика бежала с премьеры — кто пойдет на такой спектакль?
Действительно, в потоке театрального ширпотреба, которым завален город, „Кармен” выглядит вещью диковинной и непрактичной. Есть масса спектаклей, куда можно выгуливать полезных знакомых и родню. Есть несколько таких, которые стоит показать самым близким. „Кармен” — другое. Это надвигающийся танк, под который нужно ложиться в одиночку. В принципе, всегда остается шанс сбежать из окопа (там достаточно эпизодов, когда на беглеца никто со сцены не посмотрит с укоризной: добрую половину спектакля актеры глядят в зал не со сцены, а с экрана). Но если выдержишь — ухватишь пару моментов, от которых реально захватывает дух.
Увесистую долю сценического времени Жолдак пожертвовал времени экранному. Двумя экранами служат распятые по бокам сцены картонные коробки, третьим — занавес с пером. Это диковинное перо (его, как и все декорации, придумал художник Юрий Купер) слегка мерцает, когда по нему бежит изображение. Изображение — то долгие планы раскачиваемой ветром рощи, то Мария Миронова, заснятая оператором Сокурова Алексеем Федоровым: вот она надкусывает яблоко, вот игриво натирает платком пистолет. Влюбленная камера запоминает, как блестят ее глаза и матово отсвечивает пистолет, параллельно звучит монолог актрисы — рассуждение об ограничивающем свободу правиле и о дающем свободу праве. Первое действие представляет развернутый комментарий к „Исходу”: Кармен выполняла все заветы, жила по правилу, дожила до старости и теперь коротает век с пожилым Хосе. Но осталась все той же безудержной Кармен, которой палец в рот не клади: своих близких бабуля натурально кусает за пальцы. Второе действие — о Кармен, давшей себе волю.
На сцене Миронову окружают красивые молодые люди, Кармен показывает им свои великолепные ноги, молодые люди не отводят от них восхищенных взглядов. Среди подруг на панели Кармен
Фантазия Жолдака захлестывает. Он испытывает на предел возможностей и сцену, и экран. За видимой легкостью и небрежностью „Кармен” скрывается непосильная для нашего архаического театра сложность. Технические службы Театра наций, допустим, со своим делом справились. Другое дело публика. Публика в