Top.Mail.Ru
Завтра
20:00 / Малая сцена
23 ноября
12:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Касса  +7 (495) 629 37 39

В Театре наций вышел новый спектакль по Тургеневу.

Театр наций завершает сезон новым прочтением романа Ивана Тургенева. Его герои живут и решают конфликт поколений во времена «перестройки».

«Отцы и дети» — дебютная работа режиссера Семена Серзина в Театре наций. Он переносит тургеневских героев в период перестройки: по его мнению, это время мощно резонирует с литературным первоисточником.

Классический текст Тургенева, который намеренно упрощен в некоторых местах, дополнен «проблемной» контркультурой того времени. В постановку вплетены интервью рок-музыкантов Александра Башлачева и Егора Летова, звучит их музыка, а также используются отсылки к культовым фильмам конца 80-х годов — «Ассе» Сергея Соловьева и «Легко ли быть молодым?» Юриса Подниекса.

Спустя несколько показов Семен Серзин пришел к тому, что его «Отцы и дети» — это вневременной разговор:

Семен Серзин, режиссер: «Это про перестройку не во временном контексте, а про поиск в обществе, в каждом человеке, про перерождение. И этот нигилизм как желание остановиться для того, чтобы понять, кто мы, что мы и куда мы идем. Я в школе не читал, честно говоря, мне казалось, что это какая-то махровая литература про противостояние поколения одного и другого, что одни хотят научить других, а эти бунтуют. А когда я прочел роман, я понял, что там есть поиск и диалог, и это меня заинтересовало. Вся эта история про то, что в споре рождается истина, потому что не может так быть, каждый человек остается всегда при своем мнении. Но этот процесс спора важен для того, чтобы ты для себя определил какие-то вещи и свое содержание».

В постановке так же, как и у Тургенева, звучат проблемы нравственного выбора, дружбы, цели искусства и, конечно, любви. Именно из-за нее нигилизм Базарова в одно мгновение рушится на глазах у всех. Но почему он влюбляется в Анну Одинцову, из спектакля не совсем ясно. Знаем лишь одно: никогда таких плеч он не видал. Вот что рассказывает про химию между героями актриса Ирина Старшенбаум, которая играет Одинцову:

Ирина Старшенбаум, актриса: «Обычно такие сочетания обречены либо на исход очень положительный, в смысле большой работы над собой, либо на войну, в которой кто выживет, тот выживет. И мы решили, что это два человека, которые очень хотели бы соединиться, но безумно этого боятся. Она остается в этом своем костюме, потому что, как только возникает что-то большое, понимает, что ее это затянет и может ее бесконечно ранить. Она выбирает, испугавшись, вернуться к своей прежней жизни, в которой все аккуратно, хорошо упаковано, очень ровно, чтобы такой мужчина, как Базаров, не расшатывал ее идеальную структуру. Она поэтому выбирает остаться сильной, сдержанной и как будто бы непоколебимой».

Семен Серзин отмечает, что в центре истории, так или иначе, семья. Поэтому было особенно важно поговорить об отношениях между людьми и нарисовать психологический портрет общества через семью. Мать Базарова — Арина Власьевна, наверное, самый трогательный и светлый образ как в романе, так и в спектакле. Тургенев писал, что она сына одновременно очень любит и очень боится. Боится, потому что не понимает, говорит актриса Ольга Лапшина, которая играет в спектакле мать Базарова.

Ольга Лапшина, актриса: «Это такая семья, где муж и жена очень любят друг друга, они очень ласковы друг с дружкой, она простая, с говорочком. Базаров немножко стесняется своих родителей, потому что он вроде бы как уже вырвался к другой жизни, философской и прогрессивной, а родители у него совершенно допотопные и очень простые люди, но в конце он говорит, что «на всю Россию одна моя мама», и это всегда очень приятно слышать. Жизнь культурной столицы, которую Арина Власьевна не совсем понимает, ее боится и его боится как человека какого-то революционного склада, боится расстроить, рассердить, но и боготворит его».