Когда режиссер Алвис Херманис, приглашенный Театром Наций, еще только объявил, что поставит спектакль по прозе Василия Шукшина, а главные роли у него сыграют Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, многие взволновались, не получится ли эта сибирская деревня, населенная сплошь столичными звездами, слишком уж глянцевой. К счастью, обошлось вовсе без глянца. На премьере вдруг обнаружилось, что „Рассказы Шукшина” — один из самых патриотических спектаклей, появившихся у нас за последние годы. Никакого отношения к надсадным крикам „Россия!” этот патриотизм не имеет. Просто Херманис и его актеры рассказали о своей любви к тем людям, что населяют нашу страну, к шукшинским чудикам. Оказывается, для того чтобы в русском театре появилась столь светлая и радостная патриотическая постановка, надо было позвать латыша.
Восьми актерам, совершающим смелую высадку на незнакомую планету под названием „Россия”, предстоит за этот вечер переиграть в десяти рассказах Шукшина столько ролей, познакомить зрителя со столькими замечательными людьми, что и перечислить всех невозможно. Что особенно приятно, у создателей этого спектакля совершенно отсутствует нравоучительное „Мы знаем Россию, а Россия знает нас”. В конце концов, совместная поездка в алтайскую деревню Сростки стала для этих людей лишь увлекательной ознакомительной экскурсией, не более того. И они этого не скрывают. Способ существования артистов в спектакле Херманиса тоже можно назвать ознакомительным. Это цепь точно схваченных, остроумных и трогательных зарисовок, сделанных с хорошим актерским куражом. И хотя все здесь одеты по неуклюжей сельской моде, Херманис ни на минуту не дает зрителю забыть о непреодолимой дистанции между городом и деревней. Фоном для актеров служат картонные прототипы героев — гигантские портреты хмурых, веселых и очень подлинных деревенских жителей, сделанные фотографом Моникой Пормале во время
В „Рассказах Шукшина” великолепна вся актерская восьмерка, но подлинный триумф здесь довелось испытать Евгению Миронову, у которого давно не было таких удачных театральных работ. Переходя от одного героя к другому, меняя возраст, пластический рисунок и тембр голоса, он играет весело, смачно и вместе с тем нежно, заставляя задерживать на себе взгляд даже в те минуты, когда его персонаж не принимает участия в действии. Алвис Херманис нашел в этом спектакле безошибочно точную пропорцию смешного и трогательного и в конечном итоге поставил спектакль о любви. О любви к деревне Сростки и ее обитателям.
ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ
Алвис Херманис, Режиссер:
— Про многих столичных интеллектуалов можно сказать, что у них большие головы, но маленькие сердца. Благодаря рассказам Василия Шукшина, благодаря тому, что мы с актерами вместе съездили на его родину, в алтайскую деревню Сростки, нам открылся более близкий к природе мир. Сам я родился и вырос в городе, но не надо забывать, что латыши — это крестьянский народ. Как известно, Рига была немецким городом и еще