Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39

Спектакль «Камень» Театра Наций в постановке Филиппа Григорьяна — это история трех немецких поколений, рассказанная через призму одной семьи. Пьеса Мариуса фон Майенбурга про времена, которые не выбирают и про поступки, которые не сможет оправдать ни одно время. Важные вехи в истории семьи, как периоды в истории нации.

Трещина в камне

Филипп Григорьян предлагает зрителю небольшое путешествие во времени, которое заставит задуматься о том, как завист от прошлого настоящее и будущее. Герои «Камня» проживают на сцене сразу в пяти временах в 1935,1945, 1953, 1978 и сегодня, для них это 1993 год.

Гланый герой Вольфганг, роль котрого исполняет режиссер театра «Современник» Кирилл Вытоптов, живет лишь в двух периодах: 1935 и 45-м. Именно брошенный в его сторону камень положит начало семейной легенде, которая с новой силой для его семьи взбудоражит день сегодняшний. Персонаж Кирилла Вытоптова приходится главным героиням, Вите, Хайди и Ханне, мужем, отцом и дедом. Мать и дочь на протяжении многих лет оберегают красивую, полную благородства, мужества и бесстрашия историю Вольфганга, который спас еврейскую семью от нацистских преследований. В этой легенде, которую его жена Вита не могла рассказывать без приколотого ордена «За залсуги» на груди, есть все, кроме правды. Но однажды надежно спрятанный скелет начнет вываливаться из шкафа.

Ханна, внучка Вольфганга, решит открыть шкаф, чтобы примерить и на себя семейную гордость за поступок деда. Не случайно, художник спектакля Галя Солодовникова олицетворением дома, который хранит тайну, делает шкаф. На сцене он один и тот же, но в своих пяти временных воплощениях. Когда в верхей части одного из шкафов загораются цифры, зритель понимает в какую эпоху нас отправили авторы постановки.

Но разрушение камня, который главные героини считают памятником деду, начнется еще раньше. С падением Берлинской стены Вита, Хайди и Ханна переезжают в свой родной дом, в западную часть города. Женщины думают, что после стольких лет разлуки с любимым и дорогоим сердцу местом, они вновь обретут счастье. Разрушение Берлинской стены ведет к трещине и в небольшой единице этого исторического сооружения, к разлому камня.

Дом холодно принимает своих недавних обитателей. Ханна единственная из троих не жила в нем никогда. На нее и возложена роль узнать правду  егоприобретения  их семьей. Ханна отказывается принимать дом, как родовое гнездо. Отказывается принимать на веру и саму историю деда. Во все сомневающегося и мечущегося подростка играет Анастасия Пронина, выпускница Школы-студии МХТ (курс К. Райкина). Ханне не больше шестнадцати. Она ходит в короткой клетчатой юбке, высоких ботинках и с ярким макияжем. Она выглядит как типичная ученица- неформал из старшего школьного звена. Ханна исподлобья смотрит на этот мир с тысячами противоречий. Девушка огрызается на все реплики матери и бабушки. Ханна болезненно переживает развод родителей, винит во всем мать. Ее мать Хайди тоже начинает предъявлять счет своей матери, Вите. Но последней уже все равно. Она с трудом понимает суть происходящего. С переездом в прежний дом Виту начали мучать старые кошмары: она прячется под обеденным столом от бомбардировок, как в далеком 1945. Ханна и Хайди каждая по-своему ищут ответ на один вопрос: Кем же на самом деле был их отец и дед Вольфганг? Разрушение Берлинской стены, огромного каменного сооружения, способно разрушить небольшой камень.

У героя есть имя

Основной посыл пьесы — кто твой герой, это твой выбор или тебя кто-то в этом убедил? Он разрешается посредством школьного сочинения «На кого бы мне хотелось равняться», которое Ханне задали писать. Девушка ищет себя, и сочинение помогает ей быстрее соориентироваться на моральной шкале координат. Мама и бабушка убеждают ее писать про деда. Нужно рассказать всем, что он помог бежать соседям евреям в Амстердам от нацистских преследований. Сегодня дочь их соседей фрау Шварцман живет в Нью-Йорке. У Ханны появляется мечта увидеться с нею. Она представляет, что фрау Шварцман пожмет ей руку, когда откроет дверь. «Тогда я почувствую себя собою»,- думает Ханна. Но желание выяснить все подробности произошедщего полвека назад в их доме не дает девушке покоя. Ее сомнения подогревает своим внезапным появлением некая Стефани. Как призрак из небытия, неопрятная, словно до нитки промокла под ливнем, она врывается во время ужина. Незнакомка, ее роль играет Анна Уколова, постоянно повторяет одну и ту же фразу: «Я пришла вам мешать." Стефани просит вернуть ее жизнь пятнадцатью плитками шоколада. Она убеждена, что ее право на счастливую жизнь у нее отняла семья Ханны.

Возращение в прошлое

Появление незнакомки Стефани послужит толчком к воспоминаниям. Герои поочередно перевоплощаются во времени: играют самих себя в разные годы. Вита живет во всех пяти эпохах, остальные каждый в своем. В 1935-м появляется Кися, в исполнении Марьяны Кирсановой, первая хозяйка дома. Элегантная и экзальтированная она свысока смотрит на ищущих выгоду в чужом несчастье соседей. Ее отрешенность от происходящего пугает. Она может мило говорить с Витой, обсуждать свой побег из Германии, и в тоже же время достает ниоткуда топор. Киса размахивает им по воздуху. Она разрезает им пространство, словно предупреждает, что возмездие ждет Виту и Вольфганга.

Затем на авансцену выходит наш главный персонаж — Вольфганг. В белом халате научного сотрудника биологического института, в круглых очках он выходит из тумана памяти своей жены. У Вольфганга подчеркнуто аккуратные манеры общения. Он с людьми также осторожен и относится к ним с таким же чувством, как к чучелам животных для исследований, которые заполонили его рабочий кабинет. У него прическа напоминает укладку одного его современника, который сыграл на авансцене истории двадцатого века. Характерно, что свою тайну, свое истинное лицо дедушка — герой скрывает под белым халатом. Он надеется, что его халат, который он надел поверх настоящего обличья, потомки соотнесут с чистотой его совести.

Нелинейный сюжет «Камня» позволяет его героям ретроспективно смотреть на собсвенную жизнь. Пять разных пространств на сцене — это временной пазл, который нужно соединить в единую картину. Таким сложением воспоминаний, в основном Виты и заняты персонажи пьесы. Анна Галинова, исполняющая роль Виты, на протяжении всего спектакля неоднократно перевоплощается в свою героиню разных возрастов: от молодой жены до теряющей память старухи.

Загоряются цифры 1978 на одном из пяти шкафов. Наши героини уже постаревшая Вита и еще беременная Ханной Хайди крадутся ночью по саду своего брошенного в западной части дома. Они приехали из восточной части Берлина специально, чтобы перепрятать камень. Они хранят его, как семейную реликвию. Камнями кидали в окна дедовского кабинета, за то, что он помог вовремя уехать еврейской семье. После их отъезда в дом вьехали они с женой и  крошкой Хайди. Вита этот камень сохранила. Она считает его памятником мужу.

Потом на другом шкафу начинают светиться цифры 1945. Кухня все в том же доме. Вольфганг, мечется из угла в угол. Берлин взят советскими войсками. И тогда он стреляет себе в висок.

Когда над кухонным шкафом загорелись цифры 1993 Хайди дорассказывала Ханне историю нелепой гибели отца от шальной пули. «Он выглянул в окно, чтобы привестсвовать русских солдат и был несправедливо убит победным залпом.»

Ханне вряд ли удатся найти кого-то из Шкарцманов за океаном, когда правда так близко. Вита все-таки решится сказать внучке кем на самом деле был ее дед. Ханне предстоит решить, что делать с семейной реликвией, камнем. Зарыть его поглубже в саду? Как сбросить камень с души, если не она много лет назад взвалила на себя эту ношу?