В Екатеринбурге завершились гастроли Театра Наций
На ночном рейсе Москва — Екатеринбург народный артист России Евгений Миронов прилетел накануне спектакля «Figaro. События одного дня». Не успев переступить порог отеля, первое, что спросил у организаторов гастролей: «Как наши?» — «В порядке все, Евгений Витальевич, первый спектакль прошел хорошо».
Уснуть в ночь прилета Евгению Миронову так и не удалось. То прогонял в голове сцены из предстоящих спектаклей, то думал, чем еще дополнить образы героев, то переключался на организационные моменты. Последних, кстати, в жизни одного из лучших современных российских актеров с каждым годом становится все больше. После того как артист 7 лет назад возглавил Театр Наций, у него остается все меньше времени для игры на сцене и в кино, зато все больше появляется хлопот с постановкой спектаклей, проведением ремонта, заменой перегоревших лампочек и т.д.
— Театр — это же не только творчество, это гигантская машина, — рассказывает актер Андрей Фомин. — Монтировка, костюмерная, освещение, непокрашенная стена, сломанные кресла — за все это отвечает художественный руководитель. Этот колоссальный труд Евгения Миронова зрителям незаметен. Но поскольку мы работаем все вместе, то видим, как он переживает за эти кресла и перегоревшие лампочки. А ведь мог бы вполне прекрасно продолжать играть главные роли и не заботиться о том, как сделать Театр Наций лучше.
Выражаясь современным языком, в качестве менеджера Миронову хоть и не всегда, но комфортно. Как ни крути, но только благодаря руководящей должности, которая открыла возможность взаимодействовать с сильными мира сего, у худрука появился шанс реально развивать театр.
— Поскольку я вынужден общаться с чиновниками, вижу, как они относятся к театру, — рассказывает Евгений Миронов. — Да, есть те, которые считают, что театр должен приносить прибыль, и им невозможно объяснить, что мы не сфера услуг, не развлечение, что спектакли нельзя поставить на поток. Но работают и замечательные люди, которые идут нам навстречу. Важно и то, что нам помогают партнеры. Средств, которые выделяет государство, не хватает, и без посторонней поддержки мы бы не смогли реализовать ряд проектов. Например, наши театры уже давно не приглашают на серьезные фестивали, поскольку на Западе к нам очень настороженно относятся из-за ряда принятых законов. Подобная сдержанность в отношениях была, пожалуй, только в период «холодной войны». И сейчас, благодаря партнерам, мы стали делать первые шаги к тому, чтобы наладить международное сотрудничество.
Кстати, одним из примеров удачного взаимодействия Миронов назвал синергию Театра Наций с коллективами Екатеринбурга. На фестивале искусств «Территория», который ежегодно проходит на площадке театра, уральские актеры всегда одни из самых активных и интересных.
— Я очень люблю ваш город, бывал здесь много раз, публика потрясающая, и я рад, что мы представляем вам наши лучшие спектакли.
Но если «Figaro. События одного дня» в постановке Кирилла Серебренникова уральской публике уже знаком, то «Калигулу» в Екатеринбург привезли впервые.
Инсценировка одноименной пьесы Альбера Камю — вторая после «Вишневого сада» совместная работа Миронова с литовским режиссером Эймунтасом Някрошюсом. Репетировать актеры начали в Вильнюсе, через две недели продолжили в Москве.
— Это был сложный творческий процесс, — вспоминает Миронов. — Эймунтас всегда очень долго молчит, прежде чем сформулировать фразу, и после говорит то, что мы меньше всего ожидаем услышать. У нас, например, разные школы, и его подход к профессии не всегда понятен. На одной из репетиций он попросил исполнителя роли Керея Алексея Девотченко подпрыгнуть. А мы там все сидим, заслуженные артисты, серьезные люди. Что значит — подпрыгни? Эймунтас объясняет: «Ну как паук это делает». Я уже Лешу толкаю в бок, говорю, прыгай… И вот после этого началась настоящая работа. Потому что если ты можешь изобразить паука, значит поймешь суть характера Кереи. Някрошюсу нужно верить безоговорочно, как дети верят, тогда результат потрясающий. Мечтаю с ним работать и дальше, потому что опыт получаешь колоссальный.
Даже те, кто не читал пьесу Камю, понимают, что одно название «Калигула» предполагает определенный политический подтекст. К подобным аллюзиям отсылала и выпущенная перед премьерой афиша, где исполнитель главной роли Евгений Миронов оказался похож на Владимира Путина. По факту же, в трактовке Някрошюса Калигула предстал поэтическим героем, решившимся изменить свою судьбу. Постановка получилась не о тиране, а об эксперименте человека над самим собой.
Неожиданные постановки, по мнению актера Театра Наций Авангарда Леонтьева, очень полезны для театра. Независимо от времени, когда играется спектакль, зритель должен себя идентифицировать с героями. Следуя классической теории, согласно которой театр — это зеркало, в котором общество видит свои достоинства и недостатки, он всегда должен быть актуален и современен.
— Всегда надо думать о том, чтобы зрителю было интересно, чтобы он узнал себя, — поясняет Авангард Николаевич. — Это, безусловно, трудно сделать, особенно для мужчин. Ведь на спектакли чаще всего ходят женщины. Они легковерны, их легко провести, а вот мужиков, которых эти женщины затаскивают, отрывая от пива, бизнеса или телевизора, — сложно. Если они себя не идентифицируют с героем, они заснут. А спящий мужик в зале — неприятная вещь. И Женя молодец, что приглашает таких режиссеров, которые делают так, чтобы постановка была интересна всем.
КСТАТИ
Театр Наций — уникальное не только для России, но и для всего мира культурное учреждение. В театре нет своей труппы, все актеры приглашенные, так же как и режиссеры. Каждый постановщик имеет право проводить свободный кастинг и приглашать любых актеров. Одним из главных достижений худрука Миронова называют именно разнообразие и высокий профессиональный уровень всех, кто начинает работать на сцене. На сегодняшний день в театре ставят спектакли как современные российские авторы, так и европейские режиссеры. При этом подобный формат не мешает Театру Наций иметь стабильный репертуар, спектакли из которого играются уже много лет. Например, Елена Морозова, получившая известность после роли Марги Ковтун в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены», с удовольствием играет в театре Миронова, несмотря на то, что является актрисой Театра Романа Виктюка. По такому же принципу работают и все остальные артисты.