«Карман сцены» с Катей Васениной
«Гала» в балете – торжественное представление небольших номеров и фрагментов с участием звезд, карусель бенефисов. Французский хореограф Жером Бель в спектакль с таким названием в каждой стране набирает танцовщиков, профессиональных и нет, и буквально за несколько дней создает новую версию своего Gala – полуторачасового спектакля о том, что любой человек прекрасен в своей искренней танцевальной импровизации. Московская версия стала совместным проектом Театра Наций, Фестиваля «NET» и Французского культурного центра.
«Балет», «вальс», «поклоны», «походка Майкла Джексона», «соло» - структура импровизации могла быть другой, эти надписи фломастером на оборотной стороне старого перекидного календаря – повод для самопрезентации. Неторжественной, непарадной. А как если стоять голым перед одетыми людьми, или перед любимым человеком, читающим тебя как открытую книгу. Высокий пухлый мужчина, девочка-жонглер, классическая балерина и солист Большого театра, драматическая актриса и танцовщицы современного танца, актер-аутист и женщина на коляске, пожилая женщина и смазиливый подросток, ребенок лет 8 и пожилой мужчина всего-то сделали по очереди балетный прыжок по диагонали, поклонились, изобразили походку Майкла Джексона, кто как мог, как представлял себе ее. Совсем неумело, скрывая мастерство, воплощая мечту, стараясь из последних сил, стесняясь и тут же перебарывая стеснение – их танец невозможно и не нужно оценивать в профессиональных терминах и категориях, достаточно просто слов и внимательных, заинтересованных глаз. Их танец освобождает. От привычки думать, что мы еще недостаточно красивы, так как не купили все средства красоты, рекомендованные медиа. Не выработали по полной абонемент в фитнес-клуб или еще что-то из области ерунды. Танец случайных людей, с которыми так легко отождествить себя, говорит о насущном, постоянно забытом: мы все прекрасны здесь и сейчас.
Спектакль начинается с видео самых разных пустых театральных залов, от пышных оперных до лесных полянок с бревнами. Сцена жизни везде, в зрительном зале тоже. Московская публика, кажется, ждала какого-то шоу, гиньоля, чего-то этакого, и слайды театральных залов, без зрителей выглядящие такими заброшенными и сиротливыми, вызвала шиканье и негодующие выкрики. «Allez, s’ il vous-plait!» - нетерпеливо выкрикнул с русским акцентом хорошо одетый мужчина («Начинайте уже!»). Дальше было не лучше до самого конца: все выступления сопровождали поддерживающие аплодисменты, как на какой-нибудь «Песне года». А исповедь, как мне кажется, просила тишины. Мне почувствовалось какое-то нездоровое возбуждение в зале от того, что люди на сцене учились публично быть равными самим себе: аплодисментами зал словно закрывался от сути происходящего, превращая его в шоу.
Соло пожилой женщины под «Катюшу» и соло пожилого мужчины под Summertime вызвали у меня слезы: если бы они танцевали у себя дома на кухне, и за их спинами не было бы нелепо повторяющей их движения толпы, это не было бы менее пронзительно, но рама сцены словно выкристаллизовала рисунок танцующей души. Они, как и все остальные, были одеты намеренно как фрики, в яркие лосины, леопардовые купальники, вышиванки, шаровары, черте-что и вырви глаз. В какой-то момент все переоделись в одежду друг друга. Словно побратались. И продолжили ритуал припоминания себя в ситуации этого странного карнавала.
Солист «Балета Москва» Константин Челкаев, преподаватель балета в «Класс-Центре» Казарновского Евгения Заренкова, современный хореограф Соня Левин, перформер Анна Рябова, актриса Анна Галинова, солист Большого театра Андрей Меркурьев, артист с синдромом Дауна Влад Саноцкий, женщина в инвалидной коляске Елена Елкина, простите, чьи имена не успела вызнать, - они были готовы к любой реакции зала на свои прыжки, катания по полу (импровизация три минуты!), ошибки, падения и эпатаж. Потому что главная встреча с самими собой для них уже произошла, когда они вышагнули из-за кулис. В самый страшный и захватывающий перформанс принятия себя без макияжа.