Новая театральная площадка для молодых режиссеров и актеров открывается в самом центре Москвы. Малую сцену Театра Наций построили совсем недавно и оснастили самой современной техникой. Первый спектакль на этих подмостках – трагедию "Электра" по Еврипиду – покажут уже в понедельник, 14 января. За два дня до премьеры постановку представили журналистам.
Малая сцена, которая после двух лет строительства открывается в Театре Наций, размерами даже больше, чем в иных театрах. Площадь сцены – 600 квадратных метров. На ней уместился целый аэропорт с табло прилетов и отлетов, тележками и багажной лентой.
В таких декорациях разворачивается трагедия, написанная две с половиной тысячи лет назад – "Электра" Еврипида. Поместить античный накал страстей в современный антураж — эксперимент выпускника ГИТИСа Тимофея Кулябина. Молодой режиссер впервые работает на столичной сцене, но уже заявил о себе в Санкт-Петербурге, Омске, Ярославле. А четыре года назад в Новосибирске он поставил "Макбета", за которого номинировался на "Золотую маску". "Я сам себе предложил конфликт: сыграть Еврипида, не адаптируя его, не приглашая современного драматурга, который может перевести что-то на современный язык, — рассказывает режиссер. — Сыграть трагедию в стихах, но в современном антураже".
Главный конфликт постановки, как говорит Кулябин, заключается в том, что излюбленных героев античных авторов человек двадцать первого века вряд ли назовет "героями". Брат и сестра, Орест и Электра, совершают поступок, который, с точки зрения современной морали, оправдать невозможно. По версии Еврипида, они имеют все основания отомстить своей матери за убийство отца, царя Агамемнона. И пусть разные лауреаты Нобелевской премии в цитатах, которые проецируются на экраны, вроде бы доказывают, что "Бога нет и все дозволено" — преступление остается преступлением. "Человек убежден в том, что восторжествует какая-то правда, — говорит исполнитель роли Ореста, Олег Савцов. – Что свершится возмездие, которое будет благом, что будет достигнута истина. А ее нет. Потому что через месть истины добиться невозможно".
Несмотря на современную музыку, "бозон Хиггса" на дисплеях и "танец робота", Тимофей Кулябин инсценировал Еврипида даже ближе к тексту, чем можно подумать. Так, Электра — Юлия Пересильд — как и сказано у автора пьесы, предстает абсолютно лысой. Поклонникам белокурой звезды Театра Наций можно не волноваться – это парик. "Она же своим поступком себя обесчещивает, — поясняет Юлия. — Даже в русской традиции есть обряд, когда обесчещенная девушка обрезают себе косу. Но мы решили это показать чуть более кардинально и обрить ее".
В спектакле "Электра", первом на Малой сцене, использовали только половину существующего пространства. За стеной — еще столько же места. Зал–трансформер оснащен самой современной техникой. Его возможности еще предстоит освоить молодым экспериментаторам, которым руководитель театра Евгений Миронов обещал доверить эту площадку.