21 декабря 2010 года Государственный Театр Наций в сотый раз сыграл „Рассказы Шукшина”, спектакль ставший „визитной карточкой” театра в России и в мире.
Это — бережная, остроумная, блистательная в своей театральной изобретательности и очень теплая по своему взгляду на мир и на человека интерпретация прозы великого русского писателя. Поставил спектакль — один из самых знаменитых режиссеров современного европейского театра латышский режиссер Алвис Херманис. Это — его первая (и пока единственная) российская постановка и первая встреча с российскими актерами, увенчавшаяся общепризнанным успехом. Девять российских актеров Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Юлия Свежакова, Юлия Пересильд, Наталия Ноздрина, Александр Гришин, Дмитрий Журавлев, Павел Акимкин, Александр Новин, каждый из которых играет десяток ролей, на материале десяти коротких рассказов — десяти простых семейных историй, создали уникальную по своему разнообразию и актерской виртуозности галерею человеческих типов и характеров. Рассказы, написанные вшестидесятые-семидесятые годы 20 века и основанные на личном опыте русского, советского писателя в сценической версии латышского режиссера, осуществленной в первое десятилетие 21 века, оказались доступными и „близкими” каждому человеку в любой точке земного шара. Спектакль много гастролирует по России и за рубежом и - неизменно встречает самый восторженный прием и глубокое понимание. Премьера cпектакля состоялась 22 ноября 2008 года, и за два года его сценической жизни в зрительном зале ни разу не было ни одного свободного места.
Спектакль и его создатели удостоены почти всех отечественных театральных премий.
2009 год — „Хрустальная Турандот” (три номинации): „лучший спектакль”, „лучшая женская роль” — Чулпан Хаматова, „лучшая мужская роль” — Евгений Миронов
„Золотая статуэтка” МТФ „Золотой Витязь”
Московская театральная премия СТД России „Гвоздь сезона”
Премия „МК” (три номинации): „лучшая женская роль” („полумэтры”) — Чулпан Хаматова, „лучшая женская роль второго плана” („полумэтры”) — Юлия Свежакова, „лучшее музыкальное оформление” — Павел Акимкин
2010 год — Национальная театральная премия „Золотая маска” (три номинации): „лучший драматический спектакль большой формы”, „лучшая мужская роль” — Евгений Миронов, „лучшая работа художника по костюмам в драматическом спектакле” — Виктория Севрюкова.
Спектакль участвовал в международных фестивалях:
Венский театральный фестиваль (Австрия), „Театрформен” (Ганновер, Германия), Международный фестиваль в Хельсинки (Финляндия), „Золотая маска” в странах Балтии' — Рига (Латвия), Таллинн (Эстония) и Вильнюс (Литва), Фестиваль, посвященный100-летию Тель-Авива (Израиль), „Голландский фестиваль” (Амстердам), Театральный фестиваль в Лионе (Франция), „Новая европейская классика” (Лодзь, Польша),
а также в российских: „Дни Шукшина в Москве”, „Год Шукшина на Алтае” (Бийск, Барнаул), „Балтийские сезоны” (Калининград, Россия), „Рождественский фестиваль” (Новосибирск), Красноярская Ярмарка книжной культуры, выезжал на гастроли вСанкт-Петербург, Саратов, Самара, в города Украины (Киев, Донецк).
Пресса о спектакле
'Более трех часов сценического времени, которые пролетают как один вдох и выдох. Все происходит со зрителем на этом спектакле - и хохот слышится, и слезы текут, и сердце щемит, и жутко иной раз, и сладко. Только зевнуть ни разу не удается'.
Наталья Каминская 'Культура'
'Рассказы Шукшина' сделаны легко-легко, как будто спектакль и не сочинял никто, не мучился, как положено, а он как-то сам из воздуха соткался, на любви и радости замешанный. Один за другим играются рассказы, а ты сидишь и слезы утираешь, то от смеха, то от сострадания'.
Марина Зайонц 'Итоги'
'...уже во второй новелле, 'Сапожки', вступает в силу союз Миронова и Чулпан Хаматовой. О, это не 'Звезды на льду', не удвоенный звон брендов! Лучшего дуэта на сцене я не видела давно'.
Елена Дьякова 'Новая газета'
'В качестве эпиграфа или девиза к спектаклю подошли бы слова Херманиса, высказанные им однажды в интервью с уверенностью, не допускающей возражений: 'Жизнь одного реального человека важнее и дороже, чем пьесы Шекспира, вместе взятые'.
Petra Rathmanner 'Wiener Zitung'
'Спектакль кажется совсем простым и наивным, он нравится сразу, и даже как-то немного стыдно, что он так нравится. Похоже, будто мы листаем новую книжку с картинками по рассказам, которые знаем давным-давно, и они вдруг начинают восприниматься с какой-то свежей остротой. Скоро становится понятно, что это простодушие - на самом деле лукавство'.
Дина Годер 'Время новостей'
'Наивная условность, открытая игра с лубком и китчем - главный прием этого спектакля. Однако это именно игра, а не сам лубок. У Алвиса Херманиса слишком хороший вкус и он слишком хорошо знает историю русского театра - от 'Живого' и 'Деревянных коней' Юрия Любимова до 'Братьев и сестер' Льва Додина, чтобы заставить современных актеров перевоплощаться в обитателей советской деревни 60-х. На своих героев актеры в его спектакле смотрят не свысока, но со стороны: на секунду погружаясь в образ и тут же 'выныривая' обратно'.
Алла Шендерова 'КоммерсантЪ'
'Никакой дорогостоящей техники, никаких подыгрывающих видео, ничего, что позволяло бы поднимать, крутить или опускать сцену. Только дощатый пол, деревянная скамья, да пара рабочих сцены. И театральное сердце, такое большое и теплое, как сердце Алвиса Херманиса. Тогда и театр становится великим и согревающим сердцем'.
Michaela Mottinger 'Kurier'
'Миронов сыграл русского человека во всех его ипостасях и проявлениях. Он сыграл просто человека. Он, как и весь этот спектакль, доказал, что перегородки между нами - мнимые, что в какой-то своей основе мир един, и при всей своей трагичности он все же населен добрыми людьми и наделен возвышенным смыслом'.
Марина Давыдова 'Известия'
'...все эти истории музыкальны и тогда, когда актеры не поют и не танцуют, потому что три актрисы и пять актеров передают звучание тона Шукшина - рассказчика'.
Rainer Wagner 'Hannoversche Allgemeine Zeitung'
Это — бережная, остроумная, блистательная в своей театральной изобретательности и очень теплая по своему взгляду на мир и на человека интерпретация прозы великого русского писателя. Поставил спектакль — один из самых знаменитых режиссеров современного европейского театра латышский режиссер Алвис Херманис. Это — его первая (и пока единственная) российская постановка и первая встреча с российскими актерами, увенчавшаяся общепризнанным успехом. Девять российских актеров Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Юлия Свежакова, Юлия Пересильд, Наталия Ноздрина, Александр Гришин, Дмитрий Журавлев, Павел Акимкин, Александр Новин, каждый из которых играет десяток ролей, на материале десяти коротких рассказов — десяти простых семейных историй, создали уникальную по своему разнообразию и актерской виртуозности галерею человеческих типов и характеров. Рассказы, написанные в
Спектакль и его создатели удостоены почти всех отечественных театральных премий.
2009 год — „Хрустальная Турандот” (три номинации): „лучший спектакль”, „лучшая женская роль” — Чулпан Хаматова, „лучшая мужская роль” — Евгений Миронов
„Золотая статуэтка” МТФ „Золотой Витязь”
Московская театральная премия СТД России „Гвоздь сезона”
Премия „МК” (три номинации): „лучшая женская роль” („полумэтры”) — Чулпан Хаматова, „лучшая женская роль второго плана” („полумэтры”) — Юлия Свежакова, „лучшее музыкальное оформление” — Павел Акимкин
2010 год — Национальная театральная премия „Золотая маска” (три номинации): „лучший драматический спектакль большой формы”, „лучшая мужская роль” — Евгений Миронов, „лучшая работа художника по костюмам в драматическом спектакле” — Виктория Севрюкова.
Спектакль участвовал в международных фестивалях:
Венский театральный фестиваль (Австрия), „Театрформен” (Ганновер, Германия), Международный фестиваль в Хельсинки (Финляндия), „Золотая маска” в странах Балтии' — Рига (Латвия), Таллинн (Эстония) и Вильнюс (Литва), Фестиваль, посвященный
а также в российских: „Дни Шукшина в Москве”, „Год Шукшина на Алтае” (Бийск, Барнаул), „Балтийские сезоны” (Калининград, Россия), „Рождественский фестиваль” (Новосибирск), Красноярская Ярмарка книжной культуры, выезжал на гастроли в
Пресса о спектакле
'Более трех часов сценического времени, которые пролетают как один вдох и выдох. Все происходит со зрителем на этом спектакле - и хохот слышится, и слезы текут, и сердце щемит, и жутко иной раз, и сладко. Только зевнуть ни разу не удается'.
Наталья Каминская 'Культура'
'Рассказы Шукшина' сделаны легко-легко, как будто спектакль и не сочинял никто, не мучился, как положено, а он как-то сам из воздуха соткался, на любви и радости замешанный. Один за другим играются рассказы, а ты сидишь и слезы утираешь, то от смеха, то от сострадания'.
Марина Зайонц 'Итоги'
'...уже во второй новелле, 'Сапожки', вступает в силу союз Миронова и Чулпан Хаматовой. О, это не 'Звезды на льду', не удвоенный звон брендов! Лучшего дуэта на сцене я не видела давно'.
Елена Дьякова 'Новая газета'
'В качестве эпиграфа или девиза к спектаклю подошли бы слова Херманиса, высказанные им однажды в интервью с уверенностью, не допускающей возражений: 'Жизнь одного реального человека важнее и дороже, чем пьесы Шекспира, вместе взятые'.
Petra Rathmanner 'Wiener Zitung'
'Спектакль кажется совсем простым и наивным, он нравится сразу, и даже как-то немного стыдно, что он так нравится. Похоже, будто мы листаем новую книжку с картинками по рассказам, которые знаем давным-давно, и они вдруг начинают восприниматься с какой-то свежей остротой. Скоро становится понятно, что это простодушие - на самом деле лукавство'.
Дина Годер 'Время новостей'
'Наивная условность, открытая игра с лубком и китчем - главный прием этого спектакля. Однако это именно игра, а не сам лубок. У Алвиса Херманиса слишком хороший вкус и он слишком хорошо знает историю русского театра - от 'Живого' и 'Деревянных коней' Юрия Любимова до 'Братьев и сестер' Льва Додина, чтобы заставить современных актеров перевоплощаться в обитателей советской деревни 60-х. На своих героев актеры в его спектакле смотрят не свысока, но со стороны: на секунду погружаясь в образ и тут же 'выныривая' обратно'.
Алла Шендерова 'КоммерсантЪ'
'Никакой дорогостоящей техники, никаких подыгрывающих видео, ничего, что позволяло бы поднимать, крутить или опускать сцену. Только дощатый пол, деревянная скамья, да пара рабочих сцены. И театральное сердце, такое большое и теплое, как сердце Алвиса Херманиса. Тогда и театр становится великим и согревающим сердцем'.
Michaela Mottinger 'Kurier'
'Миронов сыграл русского человека во всех его ипостасях и проявлениях. Он сыграл просто человека. Он, как и весь этот спектакль, доказал, что перегородки между нами - мнимые, что в какой-то своей основе мир един, и при всей своей трагичности он все же населен добрыми людьми и наделен возвышенным смыслом'.
Марина Давыдова 'Известия'
'...все эти истории музыкальны и тогда, когда актеры не поют и не танцуют, потому что три актрисы и пять актеров передают звучание тона Шукшина - рассказчика'.
Rainer Wagner 'Hannoversche Allgemeine Zeitung'