Российскому театру предстоит второй сезон в новых условиях — без премьер многих из тех режиссеров, кто составлял его цвет, со снятыми именами в программках некоторых зрительских хитов, без привычных международных фестивалей, зато нередко с новым руководством и даже названиями театров. Но чтобы понять, что происходит с театром, надо туда сходить. По просьбе The Blueprint Елена Смородинова собрала список спектаклей конца прошлого сезона, которые стоит успеть увидеть, и аккуратно построила планы на новый.
РЕКЛАМА
05 ОКТЯБРЯ 2023
РАЗГОВОРНЫЙ ЖАНР
Российскому театру предстоит второй сезон в новых условиях — без премьер многих из тех режиссеров, кто составлял его цвет, со снятыми именами в программках некоторых зрительских хитов, без привычных международных фестивалей, зато нередко с новым руководством и даже названиями театров. Но чтобы понять, что происходит с театром, надо туда сходить. По просьбе The Blueprint Елена Смородинова собрала список спектаклей конца прошлого сезона, которые стоит успеть увидеть, и аккуратно построила планы на новый.
Сезон 2023–2024 сразу несколько российских режиссеров открыли за рубежом. Премьерой Тимофея Кулябина по классическому тексту Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи» открыл сезон Русский театр в Таллине. Юрий Бутусов представил премьеру «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по абсурдистскому тексту Тома Стоппарда в Вильнюсском старом театре (бывшем Русском драмтеатре Литвы) — примечательно, что этот спектакль анонсировали год назад в Театре Наций. Но с тех пор Бутусов уехал из России.
В Лондоне в Marylebone Theatre Максим Диденко выпустил спектакль по новому тексту Дмитрия Глуховского💧 «Белая фабрика» о холокосте. Спектакль «Фрагмент», вольное сочинение Дмитрия Крымова, оттолкнувшегося от «Трех сестер» Чехова, в Драматическом театре Клайпеды стал частью программы международного фестиваля Sirenos в Литве. В Берлине с успехом прошли показы спектакля соосновательницы фестиваля NET Марины Давыдовой «Музей неучтенных голосов»: премьеру сыграли в мае на фестивале Wiener Festwochen, сейчас в Берлине работу показали на фестивале Voices, в театре Hebbel am Ufer (HAU2). Главную роль по очереди сыграли Чулпан Хаматова и немецкая актриса Марина Вайс.
Фестиваль NET (Новый европейский театр), как и фестиваль-школа «Территория», второй год подряд не становятся главными событиями начала сезона. Зато пройдет «Территория kids», на которой будет образовательная программа для театральных профессионалов из регионов.
Аккурат перед началом сезона театралы обсуждали, что же станет с национальной премией «Золотая маска». Сейчас понятно, что СТД возьмет ее под контроль, прежний менеджмент премии в октябре заканчивает свою работу (а эксперты-критики продолжают отбирать спектакли по итогам прошлого сезона — правда, непонятно, что СТД будет с этими итогами делать). До сих пор туманна судьба ряда номинаций: в конце июля в распоряжении журналистов оказался проект нового положения о премии и фестивале, где вычеркивался ряд номинаций — от эксперимента и лучшего спектакля малой формы до лучшей работы драматурга, которую де-факто отменили еще на прошлой церемонии вручения наград. По поводу номинаций СТД взял многозначительную паузу, но то, что «Золотая маска» вряд ли будет так же объединять театральное сообщество и обладать той же степенью экспертности, — очевидно.
Часть театров в этой ситуации сделали ставку на молодых режиссеров, имена которых не ассоциируются у публики ни с какими-либо высказываниями, ни с громкими дебютами: первой премьерой сезона в Театре Маяковского, например, стал спектакль «Мера за меру» Шекспира в постановке Саши Золотовицкого, дальше в афише — «Палата № 6» Чехова, которую ставит Евгений Закиров.
В Театре Пушкина ставят спектакли актеры театра. В «Космосе» Игоря Теплова по пьесе Алексея Житковского главную роль исполнит Виктория Исакова. В филиале театра в Сытинском тупике актер Андрей Заводюк дебютирует в качестве режиссера спектаклем «Последний аттракцион» по пьесе Дэвида Линдси-Эбера — американской комедии про дом престарелых. Актер Александр Арсентьев как режиссер к весне готовит спектакль «Раскинулось море широко».
Вопрос, сможет ли российский театр оставаться конкурентоспособным относительно себя же образца прошлых лет, остается открытым. Ответить на него должны новые постановки — выбрали из них 15 самых интересных, тех, что вышли в конце прошлого сезона, и тех, что запланированы на сезон текущий.
«ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО»
РЕЖИССЕР — ДАНИИЛ ЧАЩИН
«Последнее лето» поставлено по киносценарию Анны Козловой, написавшей «Краткий курс счастливой жизни», «Медиатора» и «Садовое кольцо». В основе фильма — «Куоккала», так по-фински назывался поселок Репино под Петербургом.
1916 год, в разгаре Первая мировая. Отец на фронте, мать пытается как-то сохранить мир внутри отдельно взятого дома, а всю историю зритель видит глазами повзрослевшего и даже постаревшего 12-летнего мальчика в исполнении Вениамина Смехова.
Собственно, Смехов — главная причина пойти на «Последнее лето». До этого он играл в закрытой «Иранской конференции» по тексту Ивана Вырыпаева в Театре Наций и в «Берегите ваши лица» в «Гоголь-центре», которого больше нет. Во втором акте Смехов читает стихи — многие из них он предложил режиссеру сам.
Компанию Вениамину Борисовичу составляют Юлия Пересильд или Елена Николаева, Михаил Тройник, Виталий Коваленко — словом, у «Последнего лета» есть все, чтобы стать потенциальным зрительским хитом.
Из дальнейших премьер Театра Наций, которые стоит иметь в виду, — «Борис Годунов» в постановке Петра Шерешевского. Работы Шерешевского отличаются визуальной и музыкальной экспрессией (и тут стоит вспомнить, что Шерешевский и Юрий Бутусов — однокурсники), а одной из тем спектакля станет разговор о роли чувства вины и возмездия в жизни человека. Еще одной премьерой на Большой сцене станут «Отцы и дети» Семена Серзина, известного фильмом «Человек из Подольска» и созданием собственного Невидимого театра. Роман Тургенева Серзин соединит с пьесой Брайана Фрила «Отцы и сыновья».