Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Завершился XIV Фестиваль театров малых городов России

В этот раз авторитетный форум, инициированный Театром Наций, принимал город Вольск Саратовской области. И было ясно, что подобный фестиваль для горожан – праздник. Особенно это ощущалось в день открытия: центральная улица Вольска превратилась в настоящую театральную дорогу, протянувшуюся от античности до наших дней. Греческие боги и герои уступали место скоморохам, актёры крепостных театров – представителям «театрального Октября», целая фотогалерея была посвящена столпам российского театра – от Щепкина до Станиславского с Мейерхольдом. Народное гулянье особенно оживи- лось с приездом звёздных гостей: на открытии фестиваля присутствовали Олег Табаков, Евгений Миронов, Ольга Остроумова (председатель нынешнего жюри), а за кулисами городского драматического театра ожидал выхода на сцену Константин Хабенский, который играл свой моноспектакль «Контрабас», поставленный Глебом Черепановым в МХТ имени Чехова. Хотя не надо думать, что зрители Вольска, насмотревшись на звёзд, разошлись по домам и больше не проявляли интереса к фестивалю. Нет, залы были переполнены каждый день, а два спектакля, предназначенных для малой сцены, в самом начале пришлось спешно разворачивать на большой зал.

Это, правда, отразилось на качестве восприятия, но зрители получили своё. Кстати, исходя не только из впечатлений от нынешнего фестиваля, но также из увиденного в многочисленных поездках по театральной глубинке, стоит сразу от- метить, что театры малых городов давно уже вписаны в контекст российского театрального процесса. В них работают известные режиссёры, актёры по уровню мастерства порой не уступают столичным, театры эти не чужды экспериментов и поисков нового театрального языка. Как результат их спектакли не раз были участниками самых престижных российских фестивалей, в том числе «Золотой маски» и «Ново‑Сибирского транзита», а зачастую становились их победителями. Афиша нынешнего фестиваля включала 13 спектаклей из Набережных Челнов, Каменска-Уральского, Рыбинска, Глазова, Вольска, Ельца, Лысьвы, Новокуйбышевска, Кудымкара, Советска, Норильска, Тобольска и Минусинска. Географический охват оценить нетрудно, благодаря простому перечислению городов – от западных границ России до Заполярья, от средней полосы до далёкой Сибири. При этом привезённые спектакли были поставлены как по самой хрестоматийной классике, так и по произведениям молодых драматургов. Постановки были рассчитаны на то, чтобы «взять» большие залы, или на максимальное приближение к публике в камерном пространстве, где можно заметить и оценить любые психологические нюансы. Не слишком повезло в этом смысле спектаклю Дениса Хусниярова «Кроличья нора», поставленному в Русском драматическом театре «Мастеровые» из Набережных Челнов (Республика Татарстан),– он открывал фестиваль и отчасти потерялся в большом пространстве. Расстроенные актёры и режиссёр не скрывали своих чувств. Тем не менее психологическая тонкость и глубина этой работы были за- мечены и зрителями, и жюри, а актриса Марина Кулясова в очень жёсткой конкуренции всё-таки завоевала награду в номинации «Лучшая женская роль». Игравшийся в подобных же условиях «Лодочник» Галины Полищук из театра «Драма номер три» города Каменска-Уральского пусть с определённым трудом, однако всё же вписался в чуждые ему габариты помещения. Постановка покорила сложной, полумистической, но очень эмоциональной историей Анны Яблонской и превосходной игрой Ивана Шмакова, персонаж которого был помещён в этот выморочный и постоянно меняющийся мир. Горячие проблемы отцов и детей на материале современной пьесы обжигали в спектаклях «Тихий шорох уходящих шагов» Дмитрия Богославского и Артёма Терёхина из Лысьвенского театра драмы, «Как я стал…» Ярославы Пулинович и Юлии Ауг из Тобольского драматического театра имени Ершова, «Зоя» Светланы Баженовой и Елизаветы Бондарь из «Тильзит-Театра» (Советск). И так уж случилось, что правда в этих совсем не простых историях оказывалась на стороне «отцов», прежде всего благо- даря замечательным актёрам старшего поколения Александру Миронову, Олегу Исакову и Ирине Несмияновой. В том же контексте оказался и Владимир Громовиков, сыгравший отца в любопытном спектакле Радиона Букаева «Злодей», представленном елецким театром «Бенефис». А в «Эшелоне» Татьяны Ворониной (Ко- ми-Пермяцкий национальный драматический театр из Кудымкара) в центре постановки оказался именно актёрский ансамбль – мощный и многоголосный. Сразу два театра «замахнулись на Шекспира», причём в каждом случае пьеса была кардинально переработана и уже сам слегка изменённый сюжет представлял и интерес, и почву для раз- мышлений. Драматический театр города Вольска показал «Страсти по Макбету» – шекспировскую трагедию в сценической версии и постановке Олега Загуменного с Антоном Тарасенко в заглавной роли. Текст здесь сокращён, детоубийство от- брошено, а месть подарена совсем другим персонажам. Второй шекспировский спектакль – «Гамлет» в Норильском Заполярном театре драмы имени Маяковского. Режиссёр Анна Бабанова не только синтезировала два перевода трагедии – Лозинского и Пастернаком, но и приняла во внимание версию А.Баркова, в который главным злодеем и интрига- ном становится Горацио, оказавшийся сыном Клавдия. Постановка с масштаб- ной и функциональной сценографией Фемистокла Атмадзаса стала настоящей «мышеловкой» не только для зрителей, но и для персонажей пьесы, заведомо обречённых. Тем не менее это был один из самых увлекательных спектаклей фестиваля, где даже умудрённому критику приходилось разгадывать шарады и но- вые хитросплетения сюжета. А Сергей Ребрий (Клавдий), дебютант Олег Корныльев (Гамлет) и Анна Богомолова (Офелия) были выше всяких похвал. Удивила смелостью и оригинальностью режиссёрского прочтения «Зойкина квартира» Петра Орлова из Рыбинского драмтеатра. Китайские манекены в большом количестве явно намекали на «смену вех», на пришествие «иных», наступление другой, чуждой всем героям цивилизации. Висящие под колосниками чемоданы со светящимися окошками внятно указы- вали на «подвешенную» жизнь – каждого, кто пока ещё уцелел, но вряд ли попадёт в вожделенный Париж. И невозможно за- быть нервные, трясущиеся руки Обольянинова в исполнении Сергея Шарагина, словно бы машинально бьющие по клавишам старенького расстроенного фортепиано… Щемящая нота уходящего времени и стремительно катящейся под откос жизни была в этом спектакле очень сильна. А вот режиссёру Дамиру Салимзянову в «Процессе» из глазовского театра «Парафраз» удалось почти невозможное: «Кафку сделать былью». Сохранить верность оригиналу, но вписать его в нашу узнаваемую реальность, избавиться от заумной многозначительности, но вплести в тонкую ткань спектакля горькие и одновременно комические эпизоды. Владимир Ломаев в роли Йозефа К. играл как бы поперёк всех актёрских правил и канонов, ничего не педалируя и не пережимая, играл одного из нас, увы, способного в любой момент ни за что попасть в очередной «процесс». И был так убедителен и достоверен, что заслужил награду в номинации «Лучшая мужская роль». Кроме того, Ассоциация театральных критиков удостоила постановку специального приза.

Гвоздями же программы фестиваля стали два спектакля, ставшие лауреата- ми в малой и большой форме, оба, кстати, вошедшие в конкурсную программу прошедшей «Золотой маски». Театр- студию «Грань» из Новокуйбышевска и режиссёра Дениса Бокурадзе давно не надо представлять. Его театр уже становился лауреатом – за спектакль «Таня-Таня». Показанный в Вольске «Корабль дураков» по средневековым французским фарсам стал новой победой режиссёра и уверенным шагом вперёд, хотя и в совершенно другом направлении. Бокурадзе сочинил для этого комического спектакля тончайшую пластическую, интонационную, ритмическую, музыкальную партитуру, где всё было простроено – до каждого взгляда и же- ста. Актёры Даниил Богомолов, Юлия Бокурадзе, Алина Костюк, Александр Овчинников, Сергей Поздняков и Любовь Тювилина, меняя костюмы и грим, становились неузнаваемыми, буквально «влезая в шкуру» своих героев, но и от- носясь к ним с изрядной долей юмора. И, кажется, отдельного разговора заслуживают костюмы Елены Соловьёвой – про- изведения высочайшей культуры и богатейшей фантазии. Режиссёр Алексей Песегов в спектакле «Колыбельная для Софьи» Минусинского драматического театра впервые сценическим языком прочитал повесть Евгения Замятина «Наводнение». Песегов – один из самых ярких представителей авторского театра, выводящего традицию русской психологической сцены на почти экзистенциальный уровень. История семьи в маленьком заброшенном городке рассказана не бытовым, но эмоционально-пластическим языком и вписана в пронзительные мощные наплывы музыки Ирины Беловой и Евгении Терёхиной. Здесь вообще мало слов: говорит тело, жест, взгляд. Время то ощутимо растягивается, то спрессовывается, мелькает наслаивающимися друг на друга событиями. Исполнение роли Софьи Ольгой Смеховой достойно восхищения. Актёрский ансамбль спектакля утверждает, что это понятие актуально как никогда. Поэтому решение жюри было единогласным: Гран-при «Колыбельная для Софьи» заслужила по всем параметрам. Но Фестиваль театров малых городов России, помимо спектаклей, уникален ещё и своей обширной образовательной программой: это мастер-классы, тренинги, занятия по сценической речи и движению, мастерству актёра. В качестве педагогов в Вольск прибыли Вячеслав Белоусов, Ксения Кузнецова, Марина Гарсия Солано, Вячеслав Рыбаков, Виктория Севрюкова и Дмитрий Разумов. Принять участие в мероприятиях программы могли артисты всех приехавших театров, ведь фестиваль приглашает их на весь срок проведения. А сколько восторженных отзывов можно было услышать впоследствии – и не передать!