Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Сегодня
19:00 / Екатеринбургский театр юного зрителя, ул. Карла Либкнехта, 48
Касса  +7 (495) 629 37 39
Этого события ждали почти двадцать лет — так давно было принято решение о реконструкции одного из самых красивых театров Москвы, театра Корша. В этом сезоне он, наконец, снова будет принимать публику. 15 сентября состоится торжественное открытие — на специально готовящийся сейчас спектакль-концерт в постановке молодого, но уже очень известного режиссера Василия Бархатова ждут премьер-министра, мэра Москвы и министра культуры. У них художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов готовится снова просить денег — на этот раз на функционирование большого международного театрального центра, которым Театр Наций надеется стать. „Если это кому-то нужно, конечно”, — как бы про себя добавляет Евгений Миронов.

Собственно, нужно это должно быть Владимиру Путину. Именно он, тогда еще президент, поддержал новоназначенного худрука театра Наций в мае 2007 года, после их встречи на Совете по культуре, где Миронов изложил свою концепцию развития театрального центра — без постоянной труппы, но в с большими амбициями. То ли громкое название — Театр Наций, то ли обаяние Миронова, то ли содержательная часть проекта впечатлили Владимира Владимировича настолько, что он распорядился выделить деньги на реконструкцию. С тех пор Миронову пришлось не один раз дозваниваться уже премьеру Путину — чтобы попасть без очереди в бюджетную и внебюджетную строку, чтобы разрешить согласования, да мало ли… В общем, даже 2 млрд рублей, потраченных в результате на реставрацию, ничего бы не решили, если бы не личные связи Миронова. А так — даже министр экономразвития Эльвира Набиуллина лично обходила стройку, став членом Попечительского совета театра… Но все подробности стройки, продлившейся 4 с половиной года, Евгений Миронов обещал описать в своих мемуарах.

Показывая свежеотремонтированный театр представителям прессы, руководитель проекта реконструкции сценограф Александр Боровский скромно объяснял, что сделать надо еще много чего — что вот тут будут не стулья, а полукруглые банкетки, что в ложах будут повешены терракотовые портьеры, а вот на окнах фойе никаких не будет — чтобы в зеркалах отражался фасад стоящего напротив здания в стиль арт деко, которое очень красивое, но сейчас нуждается в реставрации (если собственник здания ее не потянет, то ему помогут)… Боровский говорил тихо и даже как-то дежурно, мол, ничего особенного, вот гардероба в здании не было, мы его построили в подвале, а зрительское фойе, не большое, постарались расширить хотя бы зрительно…

Но в зрительном зале публика ахнула — так красив был театр, в котором ложи, бенуар и балконы, украшенные старинной лепниной, выглядели монохромно, как на черно-белой фотографии, а строгость серых стен оживляли терракотовые сиденья кресел и занавес. Такое стильное и гармоничное театральное пространство в Москве еще поискать. Разве что в Студии Театрального Искусства Женовача, оформленной тем же Боровским. ..

Конструкцию зала оставили как бы без изменений, но на самом деле он готов к волшебным превращениям — партер можно поднять на уровень сцены, можно устроить оркестровую яму, а можно — авансцену. Сколько точно мест в зале пока не понятно, когда-то их было 1065, но половина — неудобные, с которых можно было увидеть только маленьких кусочек сцены. Теперь вместимость зала будет вполовину меньше, но видно будет все и всем. Исторического барабанного круга под сценой больше нет — зато есть просторный трюм, кулисы, а главное — удобный свет, в общем, все, что нужно для самых разных современных спектаклей, которые ныне технологичны, как ракетные комплексы.

Малая сцена, где собственно и проходила пресс-конференция, оказалась очень похожа на Театральный центр Мейерхольда — до сих пор это одно из самых удобных театральных пространств Москвы. Это место для экспериментальных постановок, для поисков, для молодежи, объяснил Евгений Миронов. Тут все построено заново, и обошлось без той головной боли, которую вызывало каждое движение в старом, коршевском, здании, построенном в 1885 году. Охрана памятников в нашей стране срабатывает редко, но уж когда берется за дело — согласовывать приходится каждый гвоздь… Беда в том, что от старинного театра Корша осталось не так много, хотя оно и было одно из самых продвинутых, даже электрическое освещение там провели первыми, но с тех пор многое изменилось. Но и сталинские люстры уже находились за гранью пятидесятилетнего порога старины, то есть охранялись законом.

Театральное здание на улице Москвина (а прежде и ныне — Петровский переулок) с тридцатых годов служило филиалом МХАТа, поэтому поменялся цвет стен, и кресла, и люстры. Для Боровского же главным было не сохранить помпезные светильники или неизвестного происхождения карнизы, а восстановить дух старинного театра, сделав его в то же время стильным, актуальным и удобным для любых трансформаций.

Потому что театр — это все же не стены, как бы хороши они не были… Театр — это способ коммуникации с миром, как ни пафосно это звучит сегодня.

Пока строили здание, театр Наций готовил себе репертуар, завязывал связи, коллекционировал проекты, и главным его партнером в этой деятельности стал Фонд Прохорова. „Миша и Ирина Дмитриевна за это время стали членами нашей семьи”, сообщил Миронов. В результате сезон в своем здании Театр Наций сможет начать, имея в репертуаре почти десяток спектаклей, налаженные международные связи, и опыт работы в регионах. И три новых премьеры — „Шоша” по роману Зингера с Розой Хайруллиной в главной роли, спектакль модного питерского режиссера Андрея Могучего с Лией Ахеджаковой и Альбертом Филозовым, и постановку „Фрекен Жюли” одного из самых ярких европейских режиссеров — Томаса Остермаейера, руководителя берлинского „Шаубюне”.

И это только начало — в планах у театра приглашение Боба Уилсона (не голкипера из „Арсенала”, а знаменитого американского авангардиста), канадского театрального гения Робера Лепажа, — теперь-то их можно звать, соблазняя всеми возможностями современного театра ХХI века… А дальше — строительство театрального квартала, вплоть до Страстного бульвара, где можно уже было бы развернуться по-настоящему. Если, конечно, государство и его первые лица будут и впредь оказывать поддержку не только спорту. Чтобы, как показал (на себе) Миронов, у будущего физически развитого россиянина и в голове было что-то

Одно смущает. Театр Корша с его самым современным и комфортным зданием для своего времени, был построен частным предпринимателем. Сразу после отмены монополии императорских театров на театральное дело в столицах.