Несмотря на то, что спектакль «Му-му» Дмитрий Крымов поставил в Театре наций, а не в родном театре («Школа драматического искусства»), никакого пафоса и медийных лиц на сцене нет. Вместо этого — удивительной остроты и силы признание большого художника в любви к театру, миру и людям.
Главные герои спектакля — актеры, которые на глазах у зрителя репетируют спектакль по Тургеневу. Вместо истории о бедной собачке, в рабочем материале у них «Записки охотника», а Муму волей режиссера превратилась в картавую смешную девочку Машу (изумительная работа главной актрисы Крымова — Марии Смольниковой). Она все время мешает актеру Алексею Верткову (ученик Сергея Женовача и по словам самого Крымова «корневой артист») делать спектакль, донимает вопросами про Евгения Миронова, про прошлые роли Алексея, нажимает все кнопки на пульте помрежа и путается в проводах.
УДИВИТЕЛЬНОЙ ОСТРОТЫ И СИЛЫ ПРИЗНАНИЕ БОЛЬШОГО ХУДОЖНИКА В ЛЮБВИ К ТЕАТРУ
Впрочем, мешает ему не только Маша, но еще и муза Тургенева Полина Виардо, и репетирующая в соседнем репзале актриса пани Гржибовская, и безмолвный Герасим (по совместительству — рабочий сцены, готовый по первому требованию скинуть кого угодно из «этих артистов» в шахту лифта или открытый люк), и помощник режиссера с целой стаей игрушечных собак всех мастей. Все они бьються не на жизнь, а на смерть с грубой реальностью, признают ее победу, но все равно пытаются создать свой мир.
В этом мире пылает костер из красной тряпки, качает головой большая пластмассовая лошадь, тянутся под колосниками тюлевые облака, в темноте сцены зажигаются электрические лампочки-звезды. Фирменных крымовских «придумок» (когда пространство и вещи вокруг мгновенно могут оказаться не тем, чем кажутся) в этом спектакле великое множество. «Ловить» их каждый раз — огромное удовольствие. Но главное здесь, не они, а осознание: любовь к театру — необъяснимое, бессмысленное и очень сильное чувство. Оно может сломать жизнь, а может эту жизнь возвысить и даже подарить.