Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
20:00 / Малая сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39
Премьеру спектакля по рассказам Василия Шукшина представит известный режиссер Алвис Херманис в Театре Наций 22 ноября — постановка с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой стала его дебютом на российской сцене.

Херманис возглавляет Новый Рижский театр, спектакли которого пользуются огромным успехом по всему миру. Он является лауреатом высшей театральной награды Европы — премии „Новая театральная реальность” и российской национальной театральной премии „Золотая маска”. Наиболее известные его постановки, такие как „Ревизор” Гоголя, „Долгая жизнь” „Соня”, „Звук тишины”, стали мировыми театральными хитами.

Как рассказал Херманис РИА Новости, материал для своей первой постановки в России, которая получила простое название — „Рассказы Шукшина”, было выбрать легко, ведь он с детства знаком с прозой писателя.

„Я помню и люблю все его фильмы — моя мама работала в рижском киножурнале, и я часто ходил с ней на просмотры. С тех пор и запали в душу мне герои Шукшина. Поэтому, когда пришло предложение что-то сделать с российскими артистами, я не раздумывал. Для меня это было однозначно — Василий Шукшин”, — пояснил режиссер.

ЧАПЛИНОВСКИЕ ГЕРОИ ШУКШИНА

Для своей новой постановки Херманис выбрал десять рассказов Шукшина, в числе которых такие известные, как „Срезал”, „Сапожки”, „Миль пардон, мадам!” и другие.

Режиссер отметил, что, в противовес мнению, что работать с прозой Шукшина сложно, он сам не испытал ничего подобного. Принципиальной позицией режиссера в постановке стало сохранение оригинального текста всех десяти произведений.

„Удивительно легко было работать с прозой Шукшина. Я не испытывал не малейшего сопротивления, как обычно бывает в театре, когда нужно что-то придумывать или переделывать. Здесь — все двери были открыты, нигде не надо было стучаться”, — сказал он.

Кроме того, Херманис отметил, что для тематического объединения рассказов не надо было ничего выдумывать, поскольку у Шукшина есть сквозная тема, единый для его рассказов герой — Иван-дурачок, как в русских сказках.

„Этот герой, как и персонажи фильмов Чарли Чаплина, из-за своей доброты, чистоты, наивности не совпадает с реальным миром. У этого героя особое на сегодня, дефицитное качество, объединенное одним понятием — совесть. Это как экологический продукт — его достать трудно, он стоит дорого да и принимать его не всем показано, как пить, например, натуральное молоко городским, привыкшим к порошковому. Изменить театр эту ситуацию не может, конечно, но напомнить об этом, чтобы не забывали, представить таких людей, которые являются своеобразным критерием в жизни, необходимо”, — считает режиссер.

СКРИПАЧ НА АЛТАЕ

Это первый опыт работы Херманиса с российскими артистами, которыми, по его собственными словам, он очень доволен — режиссер отметил высочайший уровень их профессионализма. „У меня такое чувство, как-будто я скрипач, которому дали возможность поиграть на скрипках Страдивари и Гварнери”, — признался режиссер, имея в виду актеров, участвующих в спектакле, таких как Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Юлия Пересильд и других.

Работу над спектаклем творческая группа во главе с режиссером начала с того, что отправилась в экспедицию на Алтай, в деревню Сростки — родину Шукшина, чтобы увидеть эти места, почувствовать и понять этих деревенских жителей. По замыслу режиссера, актеры не будут изображать'крестьян из советской деревни 70-х годов. Они будут оставаться на сцене современными людьми, рассказывающими простые трогательные человеческие истории, которые могут случиться с каждым и поэтому каждому понятны.

„Поездка на Алтай, собственно, — это один из основных моих методов работы, — сказал Херманис. — Мы всегда и с моими артистами Рижского театра отправляемся, так сказать, на место преступления, как детективы, чтобы как можно больше разузнать, увидеть своими собственными глазами, ближе познакомиться с будущими героями”.

На вопрос, встретили ли там сегодня шукшинских чудаков, он сказал: „Мы не только их встретили, но лично познакомились и беседовали с ними и даже были приглашены к застолью. Пробовали уникальные местные самогон и медовуху, да и с собой в подарок получили. Сразу скажу, что на работе это отрицательно не сказалось, поскольку компания у нас была абсолютно трезвенников, это было лишь на уровне дегустации. Но если говорить серьезно, то встречи с этими людьми, общение с ними, наблюдения были чрезвычайно важны, чтобы уловить малейшие детали, нюансы, необходимые для создания образов деревенских жителей”.

Кроме того, Херманис считает, что эта поездка помогла создать коллектив единомышленников, с которыми легко было созидать.

ПЕЧКИ-ЛАВОЧКИ

Оформлением спектакля занимались сам Херманис и художник Моника Пормале. В качестве основных декораций на сцене будут деревянный пол и деревянные лавки, на которых сидят актеры.

За спинами сидящих расположится стена из фотографий. Для каждого из рассказов — своя композиция портретов реальных людей, которые Пормале сделала во время экспедиции на Алтай.

Как сообщил в заключении Херманис, и его театр, и он сам — нарасхват, и после московской премьеры „Рассказов Шукшина” в этом сезоне ему предстоят постановки в театрах еще четырех стран.