вопрос: Ты выбрал Шукшина, потому что просто захотелось его поставить или тебе показалось, что это самый подходящий материал для работы здесь, в России? Такой „оммаж” в сторону русскости.
ответ: У меня было предчувствие (и оно, в общем, оправдалось), что московские интеллектуалы с подозрением отнесутся к этому выбору. Они, наверное, думают, что я как американский турист, покупающий в Москве матрешки и
в: Ты
о: У Сары Кейн экзистенциальный кризис был убедителен и органичен. Потому что ее тексты поэтичны и очень искренни. К тому же своим самоубийством она подтвердила, что ее расхристанность, ее вызов небесам — все это было „по правде”. Но сотни клонов, которые появились за ней, — это уже самая настоящая конъюнктура. Это стало хорошо продаваемым на
в: Давай все же уточним. Речь идет не вообще о современных художниках, а о продвинутых художниках, существующих в западном контексте. Потому что если брать Россию как некую эстетическую совокупность, то я не могу сказать, что описанный тобой тренд тут так уж силен. И твой полемический ход с Шукшиным, подозреваю, выглядел бы куда более полемичным, если бы ты сделал спектакль
о: Да, и без Шукшина Когда я ставлю свои спектакли в Германии или Швейцарии, то для них это полная экзотика.
в: Вот именно. А здесь, в России, ты вполне можешь стать частью мейнстрима.
о: Правда?.. Ну, я, наверное, не настолько хитрый. До этого я не додумался.
в: В сущности, современное искусство сейчас существует между Сциллой и Харибдой — между таким вот конъюнктурным эпатажем записных фестивальных горлопанов и масскультом, который завоевал огромную часть культурного пространства.
о: Да, конечно. Народ и некоммерческое искусство уже разведены. Плебеи своей массой вытесняют его на периферию культурной жизни. В основном налогоплательщикам нужны шоу и футбол. Как ни парадоксально, в наше время именно профессиональный театр все еще пытается остаться прибежищем некоммерческого искусства. В кино этот трюк давно уже проходит у считанных единиц. В изобразительном искусстве коммерция вообще решает все. А в профессиональном театре большинства европейских стран еще сохранена традиция, согласно которой налогоплательщики дают деньги, чтобы их не просто развлекали, но чтобы с ними вели
в: С одной принципиальной оговоркой. Театр для благополучных обывателей в Германии в основе своей провокативен и обращен в современность. В нем есть прямой социальный посыл. А в театре Женовача прямой социальности нет. Он воплощает собой очень российскую традицию: сцена как замкнутый мир, который может не иметь никакого отношения к миру за стенами театра.
о: То, что ты называешь российской традицией, к слову сказать, и латышская традиция. Потому что, если в Германии объектом внимания театра всегда было общество, то у нас объект внимания — внутренний мир человека.
в: Может быть, это от того, что латышский театр сформировался под влиянием российского?
о: Ну, я бы не преувеличивал этого влияния. Рига —
Мне кажется, что самая большая беда современного искусства в том, что оно стало очень экстравертно, в нем стали доминировать проблемы формы. А содержание и содержательность отступили на второй план. Помнишь, как Дягилев говорил: „Удиви меня!”? Вот художники и стараются удивить. И все меньше остается вариантов, как удивить. В этом смысле Шукшин был для меня просто находкой: хотя у него встречается иногда совершенно изумительная форма, но она настолько чистая,
в: А когда ты ставил Шукшина, ты пытался искать
о: Там была только одна проблема. И один крутой поворот. Я сначала думал, что буду делать Шукшина в своем любимом стиле — много аутентичного реквизита, подробнейший быт и т.д. Это была исходная мысль. Но когда я встретился с московскими артистами, то понял, что для них все эти пыжики и тулупы —
в: Ты употребил по отношению к Шукшину слова „чистота” и „гармония”. Но так ли уж чист и гармоничен главный его герой, с которым большинство зрителей его ассоциирует? Я имею в виду, конечно, героя „Калины красной”.
о: Ну, может, слово „гармоничный” не очень верно, но я бы сказал так — в нем есть „здоровое ядро”. Шукшинское противостояние деревни и города — очень актуально для меня лично. Потому что, когда я оказываюсь в Латвии, я тоже разрываюсь между жизнью в городе и в моем доме в лесу. Я чувствую, что мы все, современные городские люди, больны. Мы
в: Правильно ли я понимаю, что за тем трендом, который появился в современном искусстве, тебе видится общий кризис всей европейской цивилизации?
о: Знаешь, какое мое самое любимое место в Москве — Третьяковская галерея. И чем старее картина, тем из нее идет все более глубокая и чистая энергия. Я это физически ощутил. Я думаю, что все беды нашей цивилизации начались, когда мы поверили в прогресс и будущее и перестали оглядываться на прошлое. Современный мир становится все более позитивистским, механистичным. Человеческая личность мельчает. А если крупные личности и есть, то они все равно заслонены от нас звездами. Мишура оказывается важнее
в: Не переживай. Театральный художник не может быть анахоретом. Его самореализация возможна только в социуме.
о: Да, конечно. В нашей профессии попытка стать знаменитым после смерти