На премьере Circo Ambulante вопрос „кто это придумал?” возникает минут через десять после начала представления. Кто придумал взять сюжет, над избитостью которого потешался еще в двадцатые годы прошлого столетия Михаил Булгаков. В его „Багровом острове” бездарный
Один — Вальтер (Михаил Горский) придумывает спецсостав, добытый из бычьих яиц, выпив который человек становится живой бомбой. Другой — Антон (Альберт Филозов), двадцать лет пролежавший в памперсе на медицинской каталке (никто бедняжку даже пледом не накрыл), тайно тренировался, чтобы подняться на ноги, дойти до тирана и пронзить его ножом. Третьи — группа
Вся эта „борьба против тирании” изложена языком, исполненным такого пафоса и слащавой сентиментальности, что булгаковский Дымогацкий кажется чуть ли не Шекспиром….
Предвосхищая вопрос „кто сшил костюм?”, то бишь „кто все это сочинил”, режиссер спектакля Андрей Могучий поясняет в программке: „Мы сочиняли не пьесу, мы сочиняли спектакль вместе со всеми его участниками. Это плод коллективного труда”. Честно говоря, кажется, Андрей Могучий нисколько не преувеличил, и к этому коллективному сочинению приложили руку не только художник Максим Исаев, занятые в постановке актеры — от Лии Ахеджаковой и Альберта Филозова до Алексея Ингилевича и Ольги Лапшиной. Но и костюмеры, осветители, рабочие сцены, буфетчики и гардеробщики. Каждый вложил свою лепту, вспоминая прочитанные и виденные страшилки, детские фильмы и разнообразные ужастики.
Как убедительно доказал в своей миниатюре Аркадий Райкин, коллективное творчество решительно не предполагает виноватых. На вопрос „кто сшил костюм?” к докучливому клиенту выходит из шеренги суровый и немногословный мастер: „Я пуговицы пришивал. К пуговицам претензии есть?” — „Нет, пришиты на совесть, зубами не оторвешь”. Так и в Circo ambulante — декорации Максима Исаева сострочены явно на совесть. Серебряные конусы, свободно катающиеся по сцене, со спины напоминают инопланетный корабль. А повернувшись к залу передом, эти конусы превращаются в уютные сказочные
Занятые в постановке актеры честно надевают противогазы и памперсы, выезжают в аквариуме голым задом кверху, бегают в медвежьих головах и пытаются управляться с куклами. А главное, все как один проникновенно кидают в зал свои куски текста, которого, языком Райкина выражаясь, „постеснялось бы и огородное пугало”.
Увы, Андрей Могучий настойчиво пытается убедить мир и самого себя, что не в тексте театральное счастье. Хотя его собственные режиссерские победы связаны, прежде всего, с большой литературой — будь то Гоголь или Саша Соколов, а вовсе не с театральными эскападами в духе булгаковского Саввы Лукича, твердо убежденного, что „международную революцию в театре можно организовать за пять минут”, если поднажать всем коллективом.