Что может быть лучше отличного спектакля?
Только рождение в его рамках новой театральной звезды. И то, и другое в данном случае присутствует. Но обо всем по порядку.
Роман Рагима Джафарова я не читал, содержание его даже примерно не знал, поэтому что произойдет – загадка.
И это хорошо.
Начало настраивало нас на волну фантастики. Темная сцена, немного космическая музыка, немного "внеземная" завязка. К психологу приводят пятилетнего мальчика, который убежден, что он – контр-адмирал звездного флота по имени Сато.
Однако чем дальше, тем действие все больше уходит от фантастики – в обычную человеческую историю типичной городской семьи с двумя детьми
Притом история показана крайне многогранно. Тут и отношения между братом и сестрой, и между детьми и взрослыми, и личная жизнь самого психолога, ее попытки найти того единственного неповторимого.
И все это очень четко взаимосвязано друг с другом с изрядной долей юмора. Автор чуть ли не в каждой сцене подводит нас к той или иной разгадке, но каждый раз она ускользает от нас, давая дополнительную пищу для размышлений.
Несмотря на то, что психология наука достаточно размеренная, действие очень энергичное, чуть ли не каждая фраза дополняется действием, которое многократно усиливает все происходящее.
Да, есть определенные вопросы касательно сюжета. В частности, понятно, что ни режиссер ни автор книги не имеют никакого отношения к современной психиатрии – в тексте допущены откровенно детские ошибки по части диагностирования шизофрении. С другой стороны – не для психиатров же ставили спектакль. И в "Докторе Хаусе" тоже далеко не все, как в реальности. Поэтому не страшно. Для людей, которые, к счастью, никогда не сталкивались с психическими отклонениями – спектакль во многом будет откровением.
К тому же это спектакль не о психических заболеваниях, они только краска на фоне истории о человеческом равнодушии, о том, что из-за конфликта родителей детям не к кому обратиться, и они остаются один на один со своими проблемами.
При этом режиссер не пытается осуждать кого-то, у каждого своя правда. Семейный конфликт показан, с одной стороны, очень просто и доступно, с другой – разносторонне. Мы даже не понимаем, кого поддерживаем в этом действии. Наверное, всех одновременно.
Самое интересное заключается в том, что на роль пятилетнего (позже семилетнего) мальчика Кости – режиссер не стал брать актрису травести. Эту роль исполнила Вера Енгалычева, которая только в прошлом году окончила театральный ВУЗ. Фактически это ее первая крупная роль на большой сцене.
Несмотря на то, что это красивая, статная, достаточно высокая девушка (актриса значительно выше психолога Ольги Лерман). Роль ребенка ей удалась идеально. Передо мной был действительно маленький мальчик. Немного наглый, немного обидчивый, с абсолютно типичной для ребенка манерой поведения.
И это при всей сложности роли. Фактически Вера Енгалычева исполнила четыре разных образа. Наивного мальчика Кости в возрасте 5, 7 и 20 лет. А также контр-адмирала Сато, который периодически появлялся в теле ребенка. И контр-адмирал тоже менялся в зависимости от прожитых лет.
И каждый образ был цельным, проработанным, и они значительно отличались между собой. У Веры Енгалычевой удивительным образом получалось вызывать к себе сочувствие, умиление, буквально через секунду – страх.
Готов только поаплодировать смелости режиссера, который доверил настолько сложный образ молодому таланту – и выиграл!
Вера Енгалычева – на данный момент однозначно лучшая актриса сезона!
Разумеется, нельзя не упомянуть и о других актерах. Ольга Лерман в образе психолога просто эталонный типаж представительницы данной профессии. В меру циничная, в меру несчастная, но добрая внутри.
Надежда Лумпова (мама Кости) – очень современный русский образ женщины, неудачно вышедшей замуж.
Сергей Беляев (актер театра Вахтангова) – собирательный образ современного городского мужчины, ну и, конечно же, несравненная Алена Васина – образец красоты и эротики. Сцена с ее фотографиями в соцсетях – однозначная режиссерская находка, вызывающая одновременно и смех и восхищение.
Олег Сапиро – типичный "киномент", сошедший на сцену из образцового юмористически детективного сериала.
Да, в спектакле нет звезд, известных всей стране, но они и не нужны. Сочетание этих актеров было настолько органично, что создавалось впечатление настоящей семьи, и на протяжении двух часов спектакля мы действительно проживаем целую жизнь.
На ближайшие показы билеты распроданы напрочь. Зрители дают аванс режиссеру и спектаклю. Конечно же, аванс будет отработан на все 100.
Театр Наций – поставил очередной хит. В чем я и не сомневался. На малой сцене театра в принципе не бывает плохих постановок.
Но на этот спектакль идти надо непременно! Ради безупречного актерского состава, ради потрясающей Веры Енгалычевой. Ну, и наконец, ради того, чтобы после поклонов подумать об отношениях с родными и близкими.