касса +7 (495) 629 37 39
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
В связи с профилактическими работами продажи будут приостановлены с 20:00 до 24:00
Назад

В рамках гастролей Государственного Театра Наций, в Санкт-Петербурге, на сцене Александринского театра состоялся показ всемирно известного спектакля «Фрекен Жюли», по пьесе Августа Стриндберга. Написанная великим шведским драматургом в далеком 1888 году, до сих пор является одним из его самых востребованных на театральной сцене творений, а Жюли стала своеобразным символом героини «нового типа». В свое время в Швеции спектакль окрестили чересчур смелым, до 1906 года он был запрещен цензурой. Но не нужно думать, что это классическая трактовка этого произведения. Томас Остермайер, ставший режиссером спектакля, давно известен своей способностью переносить классические произведения в современную реальность, тем самым изменяя не только место и время действия, но и героев, и суть пьесы. Осовремененная версия «Фрекен Жюли» стала драмой, в которой история «падения» генеральской дочки воспринимается уже совершенно не так, как у классика.

Новогодняя ночь, праздник с ожиданиями волшебства, непрекращающийся снегопад — очень красивое начало для трагического конца…

Спектакль начинается со сцены, в которой кухарка Кристина (Юлия Пересильд) разложив на разделочной доске куриную тушку, начинает медленно, аккуратно и сосредоточено натирать ее солью и специями, затем потрошит и решительным движением отрезает ей лапы и голову, эта сцена вызовет отвращение у вегетарианцев и просто впечатлительных людей. Все действие параллельно транслируются на огромном экране и выглядят достаточно гипнотично. Смысл этого символического послания станет ясен только в самом конце пьесы, когда станет очевидным эмоциональное состояние, в котором окажется главная героиня.

К занятой готовкой Кристине присоединяется Жан (Евгений Миронов), шофер, вернувшийся из поездки в аэропорт. Он сообщает ей свежие новости относительно отъезда генерала (хозяина), ужинает и сплетничает о шалостях генеральской дочки. Параллельно с этим где-то в невидимом пространстве дома уже вовсю идет новогоднее веселье, отголоски которого иногда прорываются даже на кухню…

Слуга в исполнении Е.Миронова выглядит более чем убедительно. Мы видим человека, который привык беспрекословно слушаться хозяйских приказов и быть слугой во всем и всегда, даже в казалось бы неформальной обстановке, наедине с дочерью генерала — Жюли (Чулпан Хаматова). И то, что он в итоге загорается, поддавшись на ее флирт, воспринимается все равно как выполнение приказов, а не как изъявление личной воли.

— а ты меня любишь?
— а как же!

Вращающаяся круглая сцена, символизирующая оборот стрелок на часах, переносит нас в события, происходившие уже после того, как случился этот роковой переворот в жизни Жюли — ее первая ночь с мужчиной. Она в панике пытается понять что же делать дальше, ища поддержки в Жане, открывает его совершенно с другой, темной стороны. Он, думая, что сможет наконец улучшить свое положение, предлагает Жюли уехать в Индию и открыть там отель. Но когда узнает, что у нее нет своих денег, то его отношение и поведение разительно меняется, из услужливого и доброго он становится циничным, грубым и холодным. При таком повороте событий водителю удобнее чтобы они сделали вид, будто ничего не произошло, а жизнь пошла дальше своим чередом, ведь работу терять не хочется.

Все эти эмоциональные потрясения, вывернувшие наизнанку душу юной Жюли, в итоге и подводят ее к идее проститься с жизнью, а Жан, конечно же, не собирается идти вслед за ней, более того, он никак не препятствует этому решению, оно его устраивает.

Хочется подвести итог, собрав все впечатления от этого спектакля, наверное, самым большим достоинством которого, является участие талантливейшего актерского дуэта Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. Их потрясающей игрой хочется наслаждаться снова и снова. Практически вне зависимости от того, в какой роли они предстают перед зрителями— каждый выход актеров на сцену настоящий праздник с фейерверком эмоций. Во всем остальном, постановка придется по вкусу далеко не каждому поклоннику театра, ведь так кардинально изменившаяся, из классической версии, сделавшаяся современной, она как многое приобрела, так и очень многое потеряла. Тонкая психологическая драма позапрошлого века, в нашей современности выглядит обычной бытовой историей. Это тоже драма, но уже совсем другая. Трагедия нашего времени в том, что в повседневной жизни все настолько привыкли не только к ужасам, катастрофам, разного рода драматичным сюжетам, но и к безнравственности. Поэтому история о молодой обеспеченной девушке, решившейся уйти из жизни, не справившись со своими переживаниями после первой ночи с мужчиной, кажется совершенно нереальной и может вызвать скорее недоумение, нежели сочувствие, ведь не каждый поймет в чем тут вообще трагедия.

Но в любом случае эта местами жесткая постановка, легко и интересно смотрится и не лишена юмора, она стоит того, чтобы быть увиденной, а уж как ее воспринять и какие выводы сделать — это личное дело каждого зрителя.