Автор - Альбер Камю. Режиссер - Эймунтас Некрошюс. Актер - Евгений Миронов. Такое сочетание имен еще задолго до премьеры привлекло внимание театральной общественности к спектаклю «Калигула». Известный литовский режиссер поставил это знаменитое произведение для команды Театра Наций и его лидера Евгения Миронова. Вместе с ним на сцене - актеры Мария Миронова, Игорь Гордин и Алексей Девотченко. Полтора месяца непрерывных репетиций в Вильнюсе и Москве. И вот 31 января зрители смогли оценить замысел режиссера. Рассказывают «Новости культуры».
Родная сцена Театра Наций по-прежнему закрыта на ремонт, но и на чужом поле труппе удается собирать своих истинных поклонников. Сегодня на «Калигулу» пришли те, кто готов четыре часа размышлять с Эймунтасом Некрошюсом.
Пьеса, написанная мыслителем-экзистенциалистом, требует не только режиссера – мыслителя, но и актеров соответствующих. Готовых вместе с немногословным режиссером с головой уйти в поиск.
Евгений Миронов, артист: «Это не просто театр, это был, как монастырь для нас».
Порой, они и выглядят, как монахи. А, порой, как шуты. Мир, который создает на сцене Некрошюс, Средневековье напоминает больше, чем античность. На самом деле это не то и не то. Триумфальная арка из шифера, - к каким победам она ведет героя?
Евгений Миронов: «Человек борется со своим сознанием, здесь не может быть победителя».
Среди премьерных зрителей - мама Евгения Миронова - весь репетиционный период волновалась, как же ее сын будет играть такого тирана.
Тамара Миронова, мама Евгения Миронова: «Я читала, и у меня волосы дыбом, все-таки, это же ужас что! Император, который захотел себе луну!»
У Евгения Миронова в роли Калигулы много великих предшественников, начиная с самого первого исполнителя - французского артиста Жерара Филиппа. Свои версии Калигулы выдали уже и артисты поколения Миронова - Меньшиков в спектакле Фоменко, Хабенский в спектакле Бутусова. Но от Миронова премьерная публика ждет чуда. Не меньшего, чем от режиссера Некрошюса.
Марк Захаров, режиссер: «Сейчас он такой гуру, учитель».
Константин Райкин, актер и режиссер: «На меня он производит очень сильное впечатление».
Анатолий Смелянский, театральный критик: «Думаю, у Некрошюса всегда философский подход. И в случае с Камю это более, чем оправданно. Дешевкой это быть не может».
Режиссерский метод Некрошюса на себе испробовал не только Евгений Миронов, но и его однофамилица – актриса Мария Миронова, сыгравшая возлюбленную тирана – Цезонию.
Мария Миронова, заслуженная артистка России: «Он сбивает, абсолютно выбивает из какой-то привычной и знакомой колеи, и только в этот момент, когда она выбивается, начинает что-то рождаться».
Роль оппозиции досталась Алексею Девотченко.
Алексей Девотченко, актер: «Кто-то может пережить тиранию, а кто-то не может, у каждого свой выбор».
Для Некрошюса Калигула продолжение Фауста. Для Евгения Миронова – исключительная роль человека, идущего до конца.
Евгений Миронов, актер: « Он смотрит внутрь себя, а там ничего, там выжжено все. Доволен ли он таким финалом – думаю, нет. Но кто судьи?»
Судя по финалу – по Некрошюсу - последний судья – история.