10 декабря в Театре Наций прошел предпремьерный показ спекткля "Русский романсъ" от режиссера Дмитрия Волкострелова и художника Ксении Перетрухиной.
Первое, что бросается в глаза – удивительные декорации, выполненные в духе русского леса художником-постановщиком Ксенией Перетрухиной. Среди тонких березок, тянущихся к небу (к потолку с лампами) теряются одинокие зрительские места – черные стулья в тени. Посреди этого волшебного леса на небольшой поляне – рояль Steinman & Sons New York, а на периферии – четыре микрофона под софитами.
Кажется, что ты находишься в этом загадочном лесу один, а на самом деле сценография, включающая в себя и сцену, и зрительный зал, продумана Ксенией Перетрухиной так, что в небольшом темном помещении Малой сцены Театра Наций легко располагаются 60 берез и столько же зрительских мест.
Но оригинальна в этом коротком (всего 60 минут) спектакле не только сценография, но и режиссура, и даже актерские партии. Постановщик Дмитрий Волкострелов, молодой режиссер, отличающийся экспрессивным конструктивизмом, создал очередное философско-ассоциативное высказывание, основанное на документальных фактах: текстах романсов и эссе (литературном послании-мысли) каждой из актрис, участвующих в спектакле, созданном при поддержке Фонда Михаила Прохорова.
Алена Бондарчук, Татьяна Волкова, Инна Сухорецкая и Мария Шашлова были выбраны им не потому, что они хорошо поют (в спектакле звучит несколько романсов в исполнении актрис под аккомпанемент рояля) или идеально вписываются в образ классической «русской девушки-березки». Главным критерием его выбора были личности каждой из них.
Романс - это жанр очень индивидуального интимного общения, не коллективный, и самое главное в нем - личность исполнителя. Но сегодня российское общество часто не готово работать с личностью, с каждым отдельным человеком... Дмитрий Волкострелов.
В спектакле актрисы читают свои письма-размышления о романсах, о времени, о своем видении роли в постановке. И это – часть интерактивного процесса создания «Русского романса», поскольку этот спектакль (а точнее – целых четыре) меняется от раза к разу и не повторится в том же виде, как был.
Главная тема спектакля – смерть романса. Не только как жанра. В годы революции он исчез вместе с людьми, которые его исполняли, вместе со всей культурой. И сегодня его отсутствие - аналогия человеческой боязни самовыражения, подавление собственных эмоций, личного «я» каждого человека.
В былые времена люди пели не потому, что умели это делать (эту мысль демонстрируют и актрисы в спекаткле), а потому что хотели «облегчить свою душу» или поделиться с миром своими переживаниями, как грустными, так и радостными.
«В романсе за две-три минуты что-то важное успевает родиться, прожить жизнь и умереть», - говорит Дмитрий Волкострелов, и зритель его спектакля наблюдает несколько таких рождений и смертей.
Задача актрис – взаимодействие со зрителем: они разрушают любые актерские «стены», дарят зрителю свои взгляды, голоса и переживания. И перед спектаклем каждая актриса выбирает, какой романс петь.
«Сложность в том, что у нас нет основного героя, и актрисы - это только они сами и больше никто, - говорит Дмитрий Волкострелов, - и это не просто: публично играть свою роль и при этом оставаться собой».
Но «Русский романс» - даже не спектакль больше, а перформанс, возвращающий нас к своим корням и мотивирующий проявлять эмоции в жизни, страдать и петь и делиться этим с другими.
Лирическая, очень тихая, даже немного мрачная постановка Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной напоминает медитацию или даже, скорее, спиритический сеанс, где размываются границы живого и мертвого, и на ум приходят странные ностальгические образы.