Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39

Евгений Миронов рассказывает о премьерах в Театре Наций, новых ролях в кино и о том, как голливудский киноактёр Винни Джонс носил его на спине.

По гороскопу он – Стрелец: целеустремлённый, настойчивый, с жёсткой внутренней дисциплиной. Каждую свою роль выстраивает тщательно и скрупулёзно, опираясь на интуицию и вдохновение. Успевает всё и везде. Фантастически работоспособен, талантлив и востребован. 

– Вы организатор и вдохновитель Фестиваля театров малых городов России. Как родилась идея его проведения?

– Идея зародилась не в моей голове, а в голове предыдущего руководителя Театра Наций – Михаила Чигиря. Коллектив оценил её, взял на вооружение и стал развивать, потому что российская провинциальная сцена – это уникальное явление, не знающее аналогов в мировой театральной практике. Именно она всегда подпитывала культурные столицы – Москву и Санкт-Петербург – творческими ресурсами и свежими художественными идеями, всегда отличалась крупными актёрскими индивидуальностями. И если раньше фестиваль проходил раз в четыре года, то теперь коллектив Театра Наций превратил его в одно из важнейших событий культурной жизни страны, собирающее всё лучшее, что создаётся на сценах «малой» России.

Я знаю, что наш фестиваль выполняет ещё одну важную функцию – его всероссийский масштаб позволяет не только расширить театральные горизонты, но и привлечь внимание к положению театров в самых отдалённых точках страны. Мы проводим его ежегодно в разных местах, в зависимости от того, где нужна наша помощь в развитии культурной жизни городов и регионов. На фестиваль обычно приезжают около 12 коллективов – более 300 человек, критики из Москвы, съёмочные группы центральных российских телеканалов.

«В Подмосковье трепетное отношение к искусству»

Порой это единственная возможность заинтересовать местные власти проблемами творческих коллективов, культурного воспитания людей в провинциальных малых городах, например, Лысьве Пермского края или Балаково Саратовской области. Иногда под напором внимания к этому событию меняется и вся инфраструктура города. Есть примеры, когда после фестиваля в городах строились гостиницы, дороги, современные дворцы культуры и клубы.

– В этом году XII Фестиваль театров малых городов России прошёл в Коломне и Зарайске. Вы довольны результатом?

– Московская область не нуждается в помощи. Ещё будучи студентом театрального вуза, я ездил с театром Олега Табакова на гастроли в Коломну и другие подмосковные города. Мы играли на сценах замечательных дворцов культуры, в которых были созданы все необходимые условия для работы театральных коллективов. В 2014 году нам захотелось «приблизить» фестиваль к столице, чтобы приехавшие в Подмосковье театры малых городов смогли познакомиться с культурной жизнью области и посмотреть, что происходит в столице. При поддержке молодого и энергичного губернатора Московской области Андрея Воробьёва нам это удалось.

На фестивале театров малых городов России

Фестиваль стал заметным событием прошедшего Года культуры. Можно сказать, это был самый изящный фестиваль за всю его историю. Он прошёл сразу в двух старинных городах – Коломне и Зарайске. 16 творческих коллективов представляли всю театральную карту России «от Москвы до самых до окраин». Актёры жили в замечательном, красивом, историческом месте. Жители Подмосковья раскупили билеты на все спектакли, спорили, какой театр победит.

В XXI веке российский провинциальный театр – это яркий очаг культуры, блестящие артисты, смелая режиссура, самобытная драматургия

Когда мы вместе с председателем жюри, известным актёром Вахтанговского театра и ректором Щукинского училища народным артистом России Евгением Князевым объявляли итоги, я помню, как свистел весь зал, выражая своё согласие или несогласие с нашим выбором. Главное – не было равнодушных! Это очень хороший пример. Конечно, нас ждут в других регионах, где есть «болевые» точки, но такое внимательное отношение подмосковного губернатора к нашему мероприятию очень ценно. Признаюсь, я нахлебался многого. Но в Подмосковье очень трепетное отношение к искусству. Это очень важно.

– Как вы оцениваете уровень театральных коллективов Подмосковья?

– Одним из лауреатов нынешнего фестиваля стал театр из Химок, который показал замечательный спектакль «Морфий» по роману Михаила Булгакова режиссёра Сергея Метёлкина. Я думаю, что такие театры, как химкинский, – заметное явление в культурной реальности Подмосковья. В номинации «Лучшая мужская роль» отметили Александра Карпова за роль доктора Полякова в этом спектакле. Такие ребята, раз пришедшие на наш фестиваль и ставшие практически звёздами, уже навсегда остаются в актёрской профессии. Мы наблюдаем за их ростом, развитием, становлением. По-моему, Александр Карпов – очень серьёзный парень. Я вижу его перспективы.

– Какие открытия ждут зрителей Театра Наций в наступившем году?

– Этот год мы решили посвятить русской классике. На Малой сцене Театра Наций сейчас работает режиссёр-экспериментатор Дмитрий Волкострелов, очень неоднозначный, но всегда интересный, провокационный. Когда я его попросил сделать спектакль на тему русской классики, он долго думал, что поставить, потому что это совсем от него далеко. Сейчас мы выпускаем спектакль «Русскiй романсъ». Дмитрий взял за основу классический русский романс XIX века – от Глинки до Чайковского, и мне интересно, что из этого получится.

На Большой сцене ожидается премьера: спектакль ставит один из лидеров молодого поколения режиссёров – Филипп Григорян. Он репетирует «Женитьбу» Гоголя. Новая концепция – современный взгляд на институт брака. В нашем виртуальном мире практически все самодостаточны, не нуждаются ни в каких чувствах, всё необходимое можно заказать по Интернету, даже интим. Слово «любовь» почти исчезло из лексикона современного молодого человека, но… оказывается не совсем. Просто люди боятся этого чувства. Вот такая основная тема спектакля. Замечательный артист Виталий Хаев играет Кочкарёва, Максим Виторган – Подколёсина, Анна Уколова – Агафью Тихоновну. Кто играет сваху, пока не скажу, это тайна, но очень интересный выбор.

Ещё на Большой сцене знаменитый французский режиссёр Люк Бонди ставит «Иванова». Я играю Иванова, Чулпан Хаматова – Сару, Игорь Гордин играет Лебедева. Мы начинаем репетировать в Париже, в театре «Одеон». Люк Бонди – художественный руководитель этого театра. Премьера пройдёт в апреле 2015 года в Москве.

Приступает к работе американский режиссёр Роберт Уилсон, который ставит «Сказки Пушкина». В спектакле будет участвовать огромное количество артистов, технологически он сложнее, чем «Гамлет | Коллаж» в постановке Робера Лепажа.

– На российские экраны вышел фильм «Вычислитель», где вы сыграли главного героя – гениального математика. Вы раньше не снимались в фантастических фильмах, что же заинтересовало вас в этой роли?

– Сейчас, к сожалению, не снимается интересных фантастических фильмов. В советские времена были потрясающие фильмы: «Человек-амфибия», «Через тернии к звёздам», «Сталкер». Пацаном я ходил на них по 10-15 раз. Я мечтал сняться в таком фильме. Но до сих пор не везло. Мне постоянно присылают сценарии, я открываю их и на первой же странице вижу: «Киллер по имени…» Сразу закрываю и откладываю.

В очередной раз получил сценарий, открыл его и вдруг читаю: «На планете Хлябь…» И всё! Я подумал – неужели??? Сценарий оказался по повести Александра Громова «Вычислитель».

Во время съёмок первый вариант претерпел изменения, потому что я должен был найти смысл своего участия в фильме, кроме интереса к голой фантастике. В центре сюжета гениальный математик-вычислитель, приговорённый к высшей мере наказания – изгнанию в бескрайние болота, где выжить невозможно. Но у изгнанников есть призрачный шанс – добраться до Счастливых островов. Нужно пройти через болота с группой таких же осуждённых преступников. Мысль, которую мы привнесли в картину, заключается в том, что человек бежит от машины, которую сам же и создал, и убежать от неё невозможно. Главную женскую роль сыграла замечательная актриса Аня Чиповская.

– Как проходили съёмки?

– Фильм снимался в Исландии, там очень трудно ходить – ледники. А нам приходилось очень много передвигаться по застывшей лаве. В фильме в роли главного злодея снимался известный голливудский актёр Винни Джонс: в прошлом футболист, физически сильный человек высокого роста – громила! И по сюжету он моего героя берёт в плен, вырубает каким-то бумерангом.

А дальше все должны идти по горам, долам, пробираясь к Счастливым островам. И я подумал: это неправильно! Подошёл к режиссёру Дмитрию Грачёву и говорю: «Мой герой не может идти, он ранен, у него разбита голова!»

Режиссёр удивился: «Ну и …?» Я продолжаю: «Он не может идти. Моего героя должен нести Винни». Режиссёр подумал и согласился с моим предложением. Винни таскал меня на спине целых десять дублей! Так я изящно избежал подъёма по леднику, а Винни проклял всё! Он хороший парень, но всегда держал дистанцию: всё-таки голливудская звезда. А после этого эпизода стал как-то попроще, мы дальше спокойно с ним общались. Вот такой был воспитательный момент на съёмках.

– Готовятся к выходу ещё два фильма с вашим участием – «Синдром Петрушки» и «Норвег». Чем они вас заинтересовали?

– Сам материал.

– Это совершенно разные роли!

– Да, разные, но материал – замечательный! В первом случае – это творчество Дины Рубиной. Несколько лет назад я снимался в фильме по её роману «На Верхней Масловке» у режиссёра Константина Худякова. Мой герой – режиссёр-неудачник, за неимением собственного жилья в Москве живущий в доме у великой и в прошлом популярной скульпторши Анны Борисовны. Её сыграла Алиса Фрейндлих. Мы с большим удовольствием снимались в этой картине.

Прочитав новый роман Рубиной «Синдром Петрушки», я понял, что это уникальный шанс сделать по этому роману кино в нашей компании «Третий Рим». Картина снималась в Петербурге. Её режиссёра Елену Хазанову я когда-то знал маленькой девочкой.

Однажды приехал в Женеву на творческий вечер с русскими эмигрантами. Лена была на этой встрече, подошла ко мне, мы разговорились. Затем Елена закончила кинематографический колледж и стала режиссёром. Это не первая её работа в кино. Я выступил продюсером и художественным руководителем фильма, а также сыграл главную роль – кукольника Петра Уксусова.

Чулпан Хаматова играет возлюбленную моего героя – и жену, и куклу, что для него равноценно, и в этом его трагедия. Сейчас идёт монтаж кинокартины.

Второй фильм – «Норвег». Режиссёр и сценарист этой истории Алёна Званцова – очень талантливый человек. Я никогда не снимался в комедии, и мне захотелось попробовать себя в этом жанре. Это лирическая комедия, совсем не для того, чтобы просто «поржать». В ней поднимается ряд очень тонких и элегантных вещей. Как-то так получилось, что я с упоением стал входить в этот жанр. 

Мой герой – руководитель клинингового агентства «Настенька», состоящего целиком из мигранток-азиаток, с чертами некоего чудика, в нём есть что-то от Шурика из фильма «Кавказская пленница». Он меняется, сталкиваясь с различными обстоятельствами. И всё это происходит смешно, нелепо и трогательно. Впервые я снимался вместе с Ксенией Раппопорт. Уже и не помню, когда я получал такое огромное удовольствие во время съёмок. Наверное, я соскучился по жанру лирической комедии. Посмотрите, как это получилось в кино.

– Вы загадали желание на Новый год?

– Хочу чуть-чуть отдохнуть, хотя бы неделю.

– А как вы отдыхаете?

– Уеду, хочу выспаться. Это моя мечта!