Режиссерские лаборатории, когда в течение недели молодые режиссеры, прибывшие творческим десантом из столиц, в одном театре успевают подготовить три-четыре эскиза спектакля и показать их публике, за последние годы уже убедили всех своей эффективностью. Рожденные в этих лабораториях спектакли даже из совсем маленьких городов с порой полупрофессиональной труппой становятся участниками многих фестивалей и даже номинантами и лауреатами «Золотой Маски». Одним из самых продуманных и отлично организованных подобных проектов уже много лет остается лаборатория, которую Театр Наций проводит в малых городах, совмещая интенсивные репетиции с мастер-классами ведущих педагогов по сценической речи и сценическому движению. Причем пользу извлекают не только сами театры, знакомясь с новыми пьесами, занимая всех актеров труппы, устраивая из показов заметное событие в городе, но и молодые режиссеры. Они получают возможность не просто выпустить полноценную премьеру, а и почувствовать, каким важным делом занимаются, насколько театр необходим зрителям.
Именно это единение маленького городка Ленинградской области с красивым именем Лодейное Поле вокруг своего театра «Апрель» стало для меня самым главным впечатлением от проведенной здесь в конце сезона лаборатории. Чуть больше 20 тысяч жителей, а залы заполнены всегда. Свой юбилейный 20-й сезон театр решил завершить режиссерской лабораторией. И зрители активно ее поддержали: после показов эскизов почти все оставались на обсуждение. Причем говорили не только о рассказанных в спектаклях историях и проблемах, но и о том, как по-новому раскрылись их любимые актеры, как интересно решено пространство, спорили с режиссерскими трактовками. У театра есть своя постоянная, неравнодушная и весьма придирчивая публика. Никакой дистанции и полная уверенность, что театр ее слышит, понимает, доверяет ей.
Руководители лаборатории Театра Наций привлекли к участию на этот раз режиссеров из Санкт-Петербурга Сергея Морозова, Дмитрия Егорова и Георгия Цнобиладзе. Такой выбор давал театру из Лодейного Поля, до которого из Питера по хорошей дороге ехать не больше трех часов, надежду в случае удачной работы на продолжительное знакомство, не ограниченное одной постановкой. А в том, что режиссерам понравится труппа, не сомневался, похоже, никто. В «Апрель» часто приезжают играть ленфильмовские актеры, чувствующие необходимость в сценической практике, и находят здесь достойных и интересных партнеров.
Из предложенного пакета пьес апрелевцы выбрали те, что говорят о «маленьких людях», их незащищенности, неуверенности в себе и при этом умении мечтать и надеяться на счастье. Сергей Морозов поставил довольно популярную в российских театрах притчу Христо Бойчева «Оркестр "Титаник"» о прижившихся на заброшенном полустанке бомжах, мечтающих, что однажды хоть какой-нибудь поезд на нем остановится и увезет их в даль светлую. За несколько дней репетиций режиссеру удалось лишь освоить сюжет, не наполнив его живыми характерами. Получилось скорее рассуждение о праве каждого спасаться своими иллюзиями, чем проживание драмы конкретных персонажей. Зато в героях двух других эскизов зрители сразу признали своих и потребовали продолжить их жизнь в постоянном репертуаре.
Пьеса ученицы Николая Коляды Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила» чаще всего решается как черный фарс. Столетняя, почти выжившая из ума старуха Зоя со дня на день должна умереть. К одру привязан жалостью и боязнью полного одиночества безвольный немолодой уже ее сын Владимир. Приятель пристраивает ему деревенскую девчонку на хозяйство, обещая ей в свою очередь освобождающиеся квадратные метры на халяву. Градус нелепых перебранок трех загнанных жизнью в стандартную однушку несовместимых персонажей раскаляется с каждой репликой. Но в таких обстоятельствах режиссер Дмитрий Егоров увидел пронзительную историю робко пробивающейся нежности, попыток понять друг друга, пусть и кажущихся поначалу совершенно бесполезными, человечности, приносящей пусть и на мгновения, настоящее семейное счастье.
Георгий Цнобиладзе выбрал для своего эскиза по давнишней пьесе Василия Сигарева «Гупёшка» крохотное пространство малой сцены, где набившимся под завязку зрителям пришлось «освоить» часть импровизированных декораций. И здесь в затравленной бессловесной и бесправной жертве Тамаре, прозванной мужем гупёшкой за невыразительную внешность, режиссер и актриса нашли неожиданно своеобразную силу духа и человеческое достоинство. В исполнении Надежды Плотниковой Тома оказалась человеком со своим кодексом чести, главной ценностью которого стало чувство благодарности. Ее безропотность перед тираном-мужем превратилась в рыцарское служение ему. То, как ее доверием и смирением пользуется нечистоплотный и мелочный супруг, - дело его совести. Актриса вовсе не возводит свою героиню на мученические котурны. Ее Тома смешна, неуклюжа, себя ни во что не ставит, но поставленного над собой закона она не преступит никогда. И никогда не покусится на право другого человека. За несколько дней так глубоко и тонко понять свою роль, так точно ее исполнить может только большая актриса. Надеюсь, дуэт Надежды Плотниковой и режиссера Георгия Цнобиладзе, так ярко проявившего ее потенциал, принесет актрисе еще не одну замечательную роль.
выпуск №1-191/2016, Лаборатория